О чревоугодии и посте. Наставления архиепископа Феофана Новозерского

Пища, ежели вам не покажется, благословите ее знамением животворящего Креста Господня и скажите сами в себе, что ты враг мне препятствуешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь Небесный благословил меня вкушать ее; кто Бога ради живет, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно.

 

Как кто захочет есть, так худую и суровую пищу будет есть без всякого рассуждения. Иоанн игумен говорит Симеону: «почто так много постишься чадо? брашно не человека». Он отвечал: правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделения, утолстевает плоть, и претворяет духовного человека в плотяного». Так вот видите, он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. Пища сладкая неискусным много вредит: если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться, — такою-то пищею. Это от врага! А что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет, — и голодом сидите — Захотелось одному отцу поесть; он овса насыпал и сказал себе: ешь, осел! Так вот как себя подкрепляли! Это было, вы скажете, в прежние годы; а наследия то равного с ними желаем! Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что вы всего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где ж, иначе, будет терпение-то, для которого вы пришли сюда?

+ + +

Изволите вы писать, чтоб я написал вам собственной своей рукой несколько строк к назиданию душевному. Спрашивают вас: что за противность Господу, чтоб человек изнурял себя пищею, когда все для него отдано; и почему пост и всякое изнурение так нужно, тогда так трудно и малейшее воздержание? На сей вопрос вам ответствую: Господь Бог управляет вселенною и ежегодно и ежедневно дает пишу всякому животному: но человеку — умному созданию, сколько разных родов пищи приуготовил на земле и в водах? Ему позволено оные употреблять: одну пищу для укрепления сил как хлеб разный; а другую пищу для услаждения; но сколько же разного состояния людей и народов, и все должны снискивать себе пищу разными способами, но при всем изобилии для человека еще мало: для того и посты положены, по благоволению Божию от святой Церкви, чтоб лишнюю пищу сберечь на другое время.

А хлебная пища, которая укрепляет человека, не запрещена, и так может человек, в меру употребляя хлебную пищу, и крепок быть и здоров: но ежели принимать от врага мысли, для чего то, для чего — другое не равно для всякого; то, изыскивая причину, чрез то враг вринет в такую пропасть, что беспрестанно будет ум занимать сими пустыми мыслями; а лучше бы последовали Марии, которая просидела у ног, Спасителевых и слушала слово Его, нежели Марфе, пекущейся о лишнем для плоти приуготовлении. А что мать В. спрашивает: для чего грех смеяться и шутить, для чего надобно, напротив быть серьезной, что приводит в уныние и тоску; на сие вам ответствую: дела одни бесовские, а другие Божии; ежели хочет быть веселою, то пусть радуется о Господе, пусть благодарит Его за великие милости, что Он делает ее наследницею царствия небесного.

+ + +

На прежде полученное ваше письмо, к посланному моему к вашему преподобию письму сим дополняю. Все допрашивают вас: «что за противность Господу, чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него нужно, когда так трудно и малейшее воздержание?» На сие вам ответствую: когда св. Церковь положила посты и постные дни и под проклятием запретила не постную пищу во оное время употреблять, должно сему повиноваться и исполнять оное, ежели кто хочет спастись и жизнь вечную получить, а не испытывать причины; до изнеможения же доводить себя не нужно, а постною пищею в оное время поддерживать должно свои немощные силы. Христос Сын Божий постился 40 дней, сие было для Него не нужно, но нам дал образ, чтоб последовали стопам Его; а потому положены и посты, и время положено Церковью, сколько в какие дни поститься должно; многие святые, последуя примеру сему, и по сорок дней постились. Господь, видя их усердие, помогал им Своею благодатью, но не всякий может оное исполнить, да Он и не требует выше сил наших такого поста; пост нужен но силе нашей, для уменьшения стремления плотских страстей, а потому для нас оный полезен. Жизнь наша двоякая, одна плотская, а другая духовная, по слову св. апостола Павла: Сущия бо по плоти, плотская мудрствуют, а иже по духу духовная, мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир, зане плотское мудрование вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (к Римл. Гл. 8, ст. 6 и далее).

+ + +

Христос постился сорок дней и этим подал нам Собою пример; итак в посты и постные дни надобно удержаться от излишества; а в праздники можно разрешить, но осторожно.

+ + +

Одинаково всех нельзя содержать в обители, иным грубая пища вредна и может привести во изнеможение; одни пришли из бедности, от трудов в покой, а другие от богатства и из нежного воспитания: для них и то в великое вменится, что они все оставили; а брашно и питие не поставит нас пред Богом, только бы не было раздоров. непримиримой вражды, ненависти о клеветы.

+ + +

Не думайте, что, попостившись неделю, вы уже достойны причащения. Нет; сколько бы ни постились, один пост не делает достойными принятия страшных и пречистых Таин.

+ + +

Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться: надобно внутреннее очищение, — чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности! чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту!

+ + +

Увидите в трапезе какой либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся: надобно и за это благодарить Господа. За все благодарите.

+ + +

Что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет и голодом сидите. Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что и сего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где ж иначе будет терпение, для которого вы пришли сюда?

+ + +

Когда чувствуешь голод, худую и суровую пищу будешь есть без всякого рассуждения.

+ + +

Иоанн игумен говорит Симеону: «почто так много постишься, чадо? брашно не осквернит человека». Он отвечал: «правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделениям, утолстевает плоть и претворяет духовного человека в плотяного». Так вот видите: он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста.

+ + +

Впрочем, если и сухое буду есть, да буду роптать, буду осуждать, сухоядение не на пользу мне. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф.11:29): вот в чем спасение! Иоанн милостивый укорял себя: ты избранные рыбы ешь, вино пьешь. Нельзя сказать, чтобы он употреблял суровую пищу: он был патриарх; но пища не повредила ему, когда он смирял себя.

+ + +

Плоть наша тлению подвержена, прах, пища червям. Зачем же ее упитывать и гордиться ею? Чем гордиться? разве червями-то?