12 ДРУЗЕЙ МОНАХА

Преподобный Амвросий (Гренков) Оптинский

В день памяти преподобного Амвросия Оптинского

Не должно усложнять монашеский путь

Как я писал тебе, что ты единственный путь монашеский разветвляешь на многие стези, так ты мне и написала в письме своем, вскоре после моего полученном, в котором говоришь: «Я не знаю и недоумеваю, каким я иду путем: путем ли молитвенным, но не вижу его; путем ли послушания и отсечения своей воли, — и это незаметно; путем ли безмолвия во уединении, — но сестра и келейница мне мешают». И еще каких-то два или более путей насчитала, забывая, что путь монашеский один, а все остальное — его принадлежности для монаха, как апостол говорит: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским (Еф. 6: 11, 18). А если кто захотел довольствоваться одним только оружием, тем или другим, оставляя прочие, такой уподобился бы человеку, который вместо правильного хождения прыгает то на одной, то на другой ноге, а когда устанет, ложится совсем и пыхтит; и, видя, что неудобно такое прыганье, придумывает, нельзя ли ползти на руках и волочить ноги. Само собой разумеется, что такое ползание неудобно и только без толку утомляет… Тогда такой чудотворец взывает: «Недоумеваю, как после этого ходить? На что ему просто отвечают: «Ходи обеими ногами, делай обеими руками, смотри обоими глазами, слушай обоими ушами и не придумывай прыгать на одной ноге, или ходить на руках, тогда не будешь без толку утомляться и избежишь неразсудных недоумений».
В записках игумена отца Антония нашелся листок, на котором написано 12 добрых друзей (монаха и всякого христианина):
1) Правда — от смерти избавляет.
2) Чистота — к Богу присвояет.
3) Молитва с постом — с Богом соединяет.
4) Любовь… Идеже любовь, тут и Бог пребывает.
5) Смирение со благодарением — егоже сам сатана трепещет.
6) Рассуждение — выше всех добродетелей.
7) Послушание — святое дело и скорый путь ко спасению.
8) Воздержание — емуже несть заповеди.
9) Труды — телу честь и душе спасение.
10) Покаяние — самая радость Богу и Ангелам.
11) Неосуждение — без труда спасение.
12) Милость — Самого Бога дело.

Всякий монах, если хочет быть истинным монахом, должен по силе своей облекаться во все сии оружия духовные, держась каждого в свое время, по потребности, смотря по мере своего устроения и силы телесной и душевной, а не так, чтобы избирать какое вздумается, а другие оставлять, когда в них бывает существенная потребность. Главное — всякому должно иметь, по слову Лествичника, самопознание, то есть знать свои силы телесные и недуги душевные, чтобы неразсудно не употреблять первых, и не усиливать последних.

О Г-ке, чтобы вам там поселиться, — выбрось из головы. И напрасно вы об этом безпокоили брата, не спросившись.
Как можно монахам жить в деревне? Бог даст, будут у вас средства и для прожития в монастыре; лишь должно заботиться о монашеском смирении и монашеском исправлении по силе. Также неправильно недоумение твое или, вернее, мнение: не полезнее ли жить вам с сестрой порознь, или не лучше ли для вас будет продать келью. Все такие мнения и недоумения должно оставить без всяких размышлений, и жить пока с сестрой как жили, предаваясь воле Божией и всегда помня совет апостола: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2). Жить совершенно безмолвно, без всяких попечений, нисколько не заботясь ни о келейных, ни о других потребностях, — дело выше нашей меры, когда видим, что прежние отцы — и совершенные — заботились о пище своей каждый по своей мере, хотя и мало заботились, и безстрастно, но заботились. Кольми паче нам, немощным и страстным, должно в этом случае смириться и позаботиться о плоти своей, по слову апостола, питая оную и грея по потребности, а не прихотливо.
Дело о келейных своих рассмотрите сами хорошенько. При оскудении средств, если можете довольствоваться одной келейной, то держите хоть одну.
Мир тебе! И духови твоему. В мире место Божие.