ТЕКСТ ТОМОСА ОБ АВТОКЕФАЛИИ «ЕПУЦ»: НЕ АВТОКЕФАЛИЯ, А АВТОФЕКАЛИЯ

Один источник (https://www.capital.ua/ru/publication/121830-avtokefaliya-kak-novaya-ukrainskaya-fata-morgana) утверждает, что ознакомился с Томосом Православной церкви в Украине. Так вот, этот текст не похож ни на какие «аналоги в интернете», он не похож ни на один из прежних Томосов об автокефалии. Это — уникальный документ, который содержит множество невиданных ранее новелл, напрочь отсутствующих в прежних Томосах об автокефалии.
Пройдемся по пунктам.
1. Священный Синод Православной Церкви в Украине «признает в качестве главы и власти (γινωσκει ως κεφαλην και αρχην) Апостольский Престол Константина Града»; он «несёт ответственность за всякое нарушение (υπεχουσα ευθυνας δια πασιν παραβασιν) не только перед Священным Синодом Вселенского Патриархата, но и перед Великим собором», который, когда захочет, созывает Патриарх Константинопольский.
2. Митрополит (! — именно «митрополит», а не «патриарх» — см. пункт 8) Киевский и всея Украины ОБЯЗАН обращаться ко Вселенскому Патриарху ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ «общего церковного, догматического и канонического свойства».
3. Экзархи останутся в Украине навсегда. (В качестве «полномочных представителей» Вселенского Патриархата — на «мирском» языке, в качестве «смотрящих» — согласно «понятийной» лексике).
Список из более чем 20-ти монастырей и храмов, на которые претендует Константинопольский Патриархат, о чём сообщалось ранее, по-видимому, не является исчерпывающим. Документ говорит о НЕОТЪЕМЛЕМОМ праве Вселенского Престола «учреждать таковые (т.е. ставропигии) везде» (οπως πηγνυει τοιαυτα πανταχου).
4. Особо оговорена обязанность митрополита Киевского получать миро от Вселенской Церкви — во свидетельство не только «духовного единения и тёплых чувств ко Вселенской Церкви», но и как символ её «канонической власти над православными» (ως κανονικης των Ορθοδοξων αρχης).
5. Новая Церковь не будет иметь права окормлять украинскую диаспору. Её каноническая юрисдикция жёстко определена границами Украинского государства, и она «не может ставить епископов или утверждать жертвенники вне границ страны, … чтобы ей не выйти вопреки канонам за свои пределы» (ινα μη αυτη αντικανονικως υπεροριος γινεται). Т.е., многочисленные и далеко не бедные приходы диаспоры по всему миру будут напрямую подчинены Вселенскому Патриарху.
6. Любой епископ, священник или даже дьякон Православной Церкви в Украине имеет право обратиться с апелляцией ко Вселенскому Патриарху. И его решение по делу обжалованию не подлежит. С одной стороны, Варфоломей, похоже, не представляет, с каким валом жалоб ему придется столкнуться, с другой — это удобный инструмент полного контроля над внутрицерковной жизнью Украины. Кстати, о какой автокефалии («самоуправлении») можно говорить в этом случае?! Кроме того, не противоречит ли данный пункт Томоса, вносимый в Устав, украинскому законодательству?!
7. Митрополит Киевский обязан поминать Вселенского Патриарха. Напомним, что для Вселенской Церкви «поминовение — знак повиновения». На этом основании, например, было отменено разрешение на хиротонию митрополитов Киевских, ранее выданное Патриарху Московскому. Отказ от поминовения Константинопольского Патриарха может стать причиной для пересмотра статуса Украинской Церкви и возвращения её в состав Вселенского Патриархата.
8. Глава Церкви получает титул «Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины», и ему ЗАПРЕЩЕНО как-либо изменять или дополнять этот титул. Например, в него нельзя включить имена знаменитых монастырей/лавр, как это принято в некоторых Церквях, а также — в действующем титуле Киевского Патриарха. («Святейший и Блаженнейший (имя), Архиепископ и Митрополит Киева — матери городов Русских, Галицкий, Патриарх всея Руси-Украины, Свято-Успенской Киево-Печерской и Почаевской Лавр Священноархимандрит»)
9. Изменить устройство Священного Синода, прописанное в константинопольском проекте Устава (выборный состав членов, меняющихся в течение года) будет невозможно. Постоянных членов Синода не будет: так прописано в Томосе.
10. На всякий случай (и прецедентов этому нет!) прописано даже, куда должно быть первое «мирное путешествие» митрополита Киевского: конечно же, к Патриарху Константинопольскому.
11. Митрополиту Киевскому запрещено вносить какие-то изменения в диптих Церквей. Православная Церковь в Украине обязана принять диптих Церквей (очерёдность служения) по образцу Константинопольского Патриархата (в различных Церквах диптихи отличаются, и это никогда ранее не прописывалось в Томосах).
12. Отказ нескольких православных патриархов приехать на Святой и Великий Всеправославный Собор на Крите в 2016 году, видимо, был учтён Патриархом Варфоломеем. В Томосе (тоже впервые в истории издания таких документов) указано, что митрополит Киевский обязан являться на все Межправославные совещания, которые созывает Вселенский Патриарх.
13. Нечего и говорить, что место митрополита Киевского в диптихе — самое последнее, после митрополита Чешского и Словацкого.
А теперь самое важное: Томос чётко оговаривает, что автокефалия предоставляется ТОЛЬКО НА ЭТИХ УСЛОВИЯХ: «На этих условиях наша Святая, Великая Церковь Христова благословляет и провозглашает Православную Церковь в Украине автокефальной». Это значит, что нарушение любого из условий даст право Вселенскому Патриархату пересмотреть Томос или отозвать его — и Православная Церковь в Украине потеряет свой автокефальный статус. Последний прецедент пересмотра/отзыва выданного Вселенским патриархом Томоса — на том же Синоде Константинопольского Патриархата был изменен статус Западноевропейского экзархата русских приходов, планируя подчинить его Галльской митрополии. С 1999 года — согласно выданному Томосу — русские приходы в составе Константинопольского Патриархата имели определенную каноническую самостоятельность: экзархат осуществлял богослужения согласно русской литургической традиции и объединял общины русских эмигрантов первой волны. (При этом никаких претензий к исполнению положений Томоса предъявлено не было).