Слово о терпении святого Афанасия Александрийского

Итак, братия возлюбленные, не предавайтесь ныне нерадению, и не уподобляйтесь народу, согрешившему во времена Моисея в краткое пространство сорока дней, когда сей восходил на гору для принятия закона Божия; почему, как виновные, они и пали в пустыне. Напротив, будем подражать Моисею, который постился сорок дней и ночей, не употребляя ни пищи ни пития; и притом постился не сии только сорок дней и ночей, но и еще столько же, имея и сердце и очи и самую плоть устремленными к Богу. Не будем похотствовать подобно Израильтянам, падшим в пустыне; «еще брашну сущу во устех их», говорит Псалмопевец, «и гнев Божий взыде на ня», «и уби множайшия их» (Пс.77:30–31): но сохраним себя подобно тому, кто дал им заповеди, или подобно сынам Ионадава, получившим от Бога такое обетование: «не оскудеет муж от сынов Ионадавлих, сына Рихавля, стояй пред лицем Моим вся дни земли» (Иер.35:19). Они не строили себе домов, не насаждали виноградников, и были в обличение для народа Иудина; и потому, когда все множество сего народа отведено было в плен, сии не многие спасены были Богом. И вы также, шествующие путем отеческим, почитайте себя сынами сынов Ионадавовых.
Не будем сребролюбивы, подобно отроку Елиссееву, который за сие поражен был проказою Неемана; но лучше претерпим скорби и лишения, дабы получить за то покой от трудов; ибо никто без скорби не войдет в царствие небесное. Будем подражать святым предкам нашим. Первый праведник был Авель, который от первородных овец своих и от тука их принес жертву Богу, и на котораго вознегодовал за сие брат его. Какое зло Каину причинил Авель? Причина зависти Каина заключалась в том, что жертва его, поелику была не право принесена, не принята была Богом. Посему-то он и убил Авеля, думая таким образом погасить к нему любовь Божию, и не зная того, что душа его будет вопиять к Богу (Евр.12:24). Сам Спаситель наш в Евангелии своем воспоминает об Авеле (Мф.23:35), между тем память Каинова давно уже истребилась. И ныне также убивают невиннаго Авеля; но кровь его вопиет к Господу, и мы твердо надеемся, что кровь стольких мучеников не умолчит. Настоящее время, действительно, подобно тогдашнему.
Вспомним еще терпение Еноха, который триста шестьдесять лет имел мысль свою устремленною к Богу, пока не преложил его Бог. Не будем и мы ослабевать в бодрости, тем более, что время жизни нашей не продолжительно. Ной прожил пятьсот лет в совершенной праведности посреди всеобщаго развращения, доколе повелел ему Бог строить ковчег, и даже в продолжении многих лет строения его он тревожим был людьми строптивыми. Однако сии нечестивые насмешники погибли во время потопа; а Ной, надеявшийся на Бога, спасся со всеми своими домочадцами, и был спасителем миру.
Авраам, повинуясь Богу, оставил дом свой, и сподобился за сие великих обетований. Искушение его столь было велико, что ему повелено было принесть в жертву Богу даже возлюбленнаго сына своего; за что он и удостоился получить имя друга Божия. Исаака преогорчевали Филистимляне, так что зарыли все его колодези и спорили с ним о воде; когда же он удалился от них, то Бог распространил его, и уста его исполнил благословения. Есть и ныне такие люди, кои силятся заградить источники; но вы не позволяйте им сего делать, а возьмите отроков Исааковых, и выкопайте кладези, т. е. воспользуйтесь силою Апостольскаго учения, поколику Апостолы суть поборники истины. Иакова преследовал брат его Исав, так что он принужден был удалиться в Месопотамию, где пас стада Лавана, бодрствуя день и ночь, и подобно бедному наемнику, великодушно перенося долговременные труды. Здесь он с особенным искусством и благоразумием вложил в корыто испещренныя лозы, дабы таким образом размножить для себя разношерстных овец.
Но нам недостало бы времени, если бы мы захотели воспоминать о каждом святом. Посему, чтобы скорее окончить речь нашу, скажем кратко об Илие, котораго преследовала Иезавель, и который за претерпение оскорблений взят был на небо. Елиссей с своими учениками питался огородными только растениями; но поелику имел внутрь себя слово живое, то и мертвыя кости его воскресили умершаго; а отсюда видно, что надежда праведнаго никогда не погибает. Иеремия, по зависти лжепророков, ввержен был живой в пропасть. Иезекииль лежал на одном боку целые сто девяносто дней, употребляя в пищу один только хлеб и пия вино в меру, и даже не обратился на другую сторону, доколе не повелел ему Господь. Те же, кои уклоняются от Бога, обращаются на другой бок для собственнаго успокоения, за что и получают мзду свою. Итак возлежите и вы на одном боку, пока велит Господь; так как и для Иезекииля крепчайшими узами были крепчайшия словеса Божии. Сатрапы обвинили Даниила, желая сим отклонить его от молитвы; но поелику он никак не хотел прекратить оной, то и был ввержен за сие вь ров на съедение львам, которых впрочем уста заградил Бог. Есть и ныне такие же люди, которые обвиняют нас, дабы тем отклонить от молитвы к Богу; это видно из того, что они преследуют нас и отцев наших Епископов. Блажен праведный муж тот, для обвинения коего не нашли инаго предлога, кроме того, что он молился Богу. Сие-то и значит претерпеть до конца! Итак да не ослабевает никто из вас. Помышляйте сверх сего и о трех святых отроках, не поклонившихся образу Навуходоносорову, и своею святостию и терпением угасивших пламенную пещь, так что и в одежде их нельзя было обонять ни малейшаго запаха огня.
Сие написал я для увещания вашего; впрочем для всякаго назначена своя мера, смотря по образу жизни его. Посему каждый из вас должен стараться приобресть себе друга, высшаго себя. Ибо Писание говорит: «на всякое время друг да будет тебе: братия же в нуждах полезни да будут: сего бо ради раждаются» (Притч.17:17). Таким образом всякий, кто только будет подражать мужам, выше нами указанным, соделается и сонаследником их, и будет иметь их друзьями в случае нужды. Если ты Пресвитер; то подражай Тимофею, который добре пресвитерствовал, который приобрел себе и высокий сан и многое дерзновение о Христе. Если ты диакон; подражай оным седми мужам, на которых вместе с Стефаном возложена была сия служебная должность, и кои были верны и исполнены Духа Святаго. Если ты чтец; подражай тому, который сказал: «язык мой яко трость книжника скорописца» (Пс.44:2); или исполняй заповедь Петрову: «аще кто глаголет, яко словеса Божия» (1Пет.4:11). Слова праведнаго, как словеса Господни, «чисты», и подобны «сребру разженному и очищенному седмерицею» (Пс.11:7). Монахи, уже совершившиеся, пусть имеют себе друзьями сих святых: Илию, Елиссея и Иоанна; юнейшие же между ними пусть подражают трем святым отрокам и Маккавеям. Девы пусть ожидают себе венцев небесных вместе с Мариамою, сестрою Аарона, с Преблагословенною Девою Мариею, с Феклою, поправшею и отвергшею плотскую похоть, а также и с четырьмя дщерями Филиппа прорицающими. Вдовицы пусть провождают жизнь свою подобно Девворе, судившей некогда народ Израильский, и названной матерью в Иерусалиме; или подобна Иудифе, которая, отличаясь благоразумием и чистотою жизни, поразила гордаго Олоферна; или наконец подобно Анне, дочери Фануиловой, которая в продолжении целых осьмидесяти четырех лет служила в храме постом и молитвою, и после исповедала Господа. Старцы по возрасту, в оказании другим гостеприимства, пуст подражают доброму старцу Аврааму, а равно Исааку, Иакову, Иову и Лоту. Старицы же вдовицы пусть поревнуют вдовице Сарептской, и той, которая в церковную сокровищницу положила две лепты.
Но ныне, возлюбленные о Господе, вместо того, чтобы много говорить, надобно плакать. «И бысть повнегда в плен отведен бе Израиль, и Иерусалим опустошен бяше, сяде Иеремия Пророк плачущ, и рыдаше рыданием сим над Иерусалимом, и глаголаше: како седе един град, умноженный людьми? бысть яко вдовица» (Плч.1:1). Так плачут святые о падении человеческом. Но вот, ныне и Церковь Божия сделалась как бы вдовицею; вот пути Сиона плачут ныне, потому что нет уже более ходящих по ним на праздник; вот священники его воздыхают, девы ведутся в плен, прекращено празднование субботы и новомесячий. В другом месте Пророк плачет так: «плачем Иазировым восплачуся о тебе, винограде Асеримль! Леторасли твоя проидоша море, градов Иазировых коснушася, на жатву твою, и на винное собрание твое хищник нападе. Отъята есть радость и веселие от Кармила, и от земли Моавли, и вино от точил отъях; никакоже изгнетаяй винну ягоду, по обычаю песни воспоет» (Иер.48:32–33). И еще в одном месте Пророк так плачет: «кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез, и плачуся день и нощь о побиенных дщере людей моих? Понеже вожди людей моих Мене не познаша: сынове буии суть и безумни, мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша» (Иер.9:1, 4:22). Так-то, говорю, плачут святые о грехах человеческих! Подобным образом Пророк Иезекииль плакал о всех падших, как было ему повелено: «сыне человечь, возми плачь на князя Тирска» (Иез.28:12). Он плакал не об одном только Царе Тирском; но оплакивая его, разумел здесь и многих других; потому что святые люди бдят над всеми, и всех оплакивают. Подобно сему и Давид так плакал о падении сильных: «како падоша сильнии? Не возвещайте в Гефе, ниже поведайте на исходищах Аскалоних, да не возвеселятся дщери иноплеменничи, ни да возрадуются дщери необрезанных» (2Цар.1:19–20).
Итак, обратим ныне внимание на слова Псалмопевца: «ходящи хождаху и плакахуся, метающе семена своя», подобно нынешним Предстоятелям и Пастырям Церкви, не имеющим куда бы бросить семена свои; но, продолжает Пророк, «грядуще они приидут с радостию, вземлюще рукояти1) своя» (Пс.125:6). По истине, «блажени плачущие»; потому что «они утешатся» (Мф.5:5). Вспомним также и сие изречение Царя Пророка: «вечер водворится плачь, и заутра радость» (Пс.29:6). Так и Апостолы вечером плакали а утром возрадовались. И Мария Магдалина, приникши ко гробу, плакала; но явившийся ей Господь отъял от очей ея слезы, и таким образом исполнилось сказанное прежде: «и отъимет Господь всяку слезу от очию их» (Ис.25:8). Вспомним о Господе нашем, который столь много претерпел ради нас. С Него сняли собственныя Его одежды и облекли Его хламидою червленою; возложили на Него терновый венец, плевали на Него, насмехались над Ним; слуга бил по ланите Владыку всяческих. Далее Он повешен был на древе, напоен желчию и оцтом; в Его же глазах разделили одежды Его, пронзили Его копием в ребро, и после сего Он предал дух свой в руки Отца, а тело Его положено было во гробе. Наконец Он воскрес в третий день, и вознесся со славою на небо, как предвозвестили о Нем святые Ангелы, говоря: «возмите врата князи ваша» (Пс.23:9). Итак, взирайте мысленно на Того, Кто показал такое терпение, дабы каждый из вас мог подражать Ему, возсесть вместе с Ним, и быть, по Его же обещанию, сонаследником Ему в царстве небесном во веки веков. Аминь.