СКАЗАНИЕ О ЧЕРНОРИЗСКОМ ЧИНЕ ОТ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА

Русь-Фронт. Информационный православный вестник

Святитель Кирилл Ту́ровский
Сказание о черноризском чине от Ветхого и Нового Завета, из коих первый представляет прообраз иночества, а вторый являет оное самым делом
Сначала скажем о тех, которые еще только исходят из мира в монастырь и берут на себя ризы монашеского образа ради искуса, что́ имеет основание в постановлениях того и другого завета. И подлинно нужно быть в первое время под искусом. Итак, монах, внимай своему образу и житию; смотри на облекающие тебя ризы и познай себя имеющего сочетать в себе свойства двух заветов. Согласно прообразу ветхого завета, ты принес себя в жертву Богу подобно ветхозаветным агнцам, какие закалались в пустыне на пасху. Не будь же покрыт коростою – ни хром, ни слеп, ни ранен; ибо все сии, ради порока, повергаемы бывают на съедение псам и птицам; ты же принес себя сюда не чрез уродство. Тщательно остерегайся, дабы не быть здесь покоищем для бесов и не повергнуть свою душу геенским птицам если окажешься покрыт грехами, как коростою, или же хром – от приверженности к житейским вещам, или слеп, живя безплодно, заботясь только о чреве. По ветхому закону вольный обет, великий и малый, должен быть приносим Богу от чистого сердца. Да не будет порочного колебания и в твоих мыслях, дабы не услышал ты, подобно Каину: «к тебе обращение твое, ты им обладаеши» (Быт. 4, 7). Ты, как свеча, волен в себе до церковных дверей, а потом не смотри, как и что из тебя сделают. Ты, как одежда, знай себя до тех пор пока не возмут тебя в руки; а потом не размышляй, если разорвут тебя и на тряпки. Имей свою волю только до вступления в монастырь; по принятии же монашеского образа всего себя отдай в послушание, не таи в сердце своем даже малого своевольства, дабы не умереть душею, услышавши, подобно Анании, Петра, говорящего тебе: «почему захотел солгать Духу Святому? – не человекам солгал, но Богу» (Деян.5:3–4). Не будь нерадив к своему обету, дабы не сбылось на тебе слово Писания: «лучше бы… не познать пути правды, нежели познав уклониться от него» и проч., псу и свинье будешь ты подобиться, если не пользуешь своей души, но опять возвратишься в мир (2Петр. 2, 21–22).
Толкование о пострижении монахов в малый образ от ветхого закона и ина мера
Бог сказал Моисею: «изведи из Египта моих людей Израиля дабы, вошедши, они наследовали землю, которую Я обещал Аврааму». Услышав об этом от Аарона, люди старались поспешно выйти – один, будучи обрадован Божиим обещанием, другой, не снося изнурительных работ фараона, иной не в состоянии будучи делать кирпичей и городских зданий, а иной, не перенося насилия приставников. И взявши с собою и кости Иосифовы, вышли. Несли же с собою замешенное тесто, потому что, по причине быстрого выхода, не удалось им испечь его; положили опресноки на свои головы и, таким образом, оне испеклись от лучей солнца, от чего волосы евреев вылезли и все они стали плешивы: по образу этого и у чернцов бывает гуменце. Прошедши через Чермное море, они без труда питались манною, а одежда на них не ветшала, пока не пришли они к Синайской горе. Тоже видим и в новом законе. Бог послал Сына Своего избавить человеческий род от плена диавола, и привести из тьмы в свет, и подражающих ему терпением вселит в небесное царство.
Начало
Акилла и Прискилла услышавши от Павла, что войти в царство небесное можно чрез чистоту и смирение, первее всего постригли свои волосы на главе и сделали себе черные одежды. А ты, брат, желая последовать Христу, ведущему тебя на небо, держи в уме своем – для чего удаляешься ты из мира, мысленного Египта? желая ли обещанного тебе царства, избегая ли от греховной работы диаволу, или по нелюбви к житейским заботам, от которых нет пользы, а только погибель для души, или же будучи смущаем женою и детями? Если пожелает и старец и больной, близкий к смерти, надлежит постричь его в иночество: это кости Иосифовы. Носи же мысленное тесто до тех пор, пока будет у тебя на главе плешь, и верою перейди море, т. е. забудь дела житейские и как манну, принимай от руки келаря даровой хлеб; не люби богатой и мягкой одежды, но старую, починяя ее многими заплатами, сохраняй, пока не дойдешь до горы боголюбезных добродетелей. Но и тогда не разслабляй себя, но потерпи, пока не сойдет с горы Моисей, неся скрижали с заповедями.
Нравоучение
И не подражай мужам, живущим в монастыре без страха Божия, думающим только о чреве и одежде, велеречиво гордящимся, безчинно заводящим со всеми ссоры и укоризны, восхищающим земную честь и власть; они по Писанию, имеют многих христов, дающих им иные наставления и заповеди, – такие, какие они сами желают. Ты же, монах, внимай заповеди и житию единого Христа, который от Своего рождества до распятия ради тебя претерпел досаждения, и клеветы, и поношения, и раны, и приготовь себя к терпению скорбей; подвизайся, не нарушай своего обета, мужайся, когда подвергаешься укоризнам, не предавайся упорному сопротивлению, подобно безчестным сосудам, испуская смрад. Но вспомяни о себе и о пострижении своей головы, вспомяни, что ты носишь образ тернового венца Христова, и понеси вместе с Ним (Христом) свой крест злостраданием, распни себя вольным терпением и, таким образом, победишь врага. – Не смущайся же, но подожди, пока Христос изведет Адама из ада.

<…>
Сказание об ангельском и монашеском образе
И об этом надлежит сказать тебе: почему монахи называются носящими ангельский образ? Ибо хотя и все знают о сем, но я пишу ради молодых и неразумных. Здесь под ангелами разумеются не небесные ангелы, не безплотные существа: ибо они светообразны, по существу невидимы, неизмеримы по качеству, – но земные ангелы, то есть преподобные мужи, законодатели, в ветхом и новом завете, в телесной чистоте благоугодно послужившие Богу. Слушай Давида, говорящего: «персты мои составили псалтирь, и кто возвестит Господу моему? – Он Сам услышит; Он послал ангела Своего и я взят был от овец отца моего – и помазал меня милостию помазания Своего» (Пс.151:2–4). Не думай, что послал с небес: ибо здесь Давид ангелом называет Самуила, помазавшего его. Также и Павел в послании к евреям говорит: «глаголанное ангелы слово бысть известно» (Евр.2:2), – и он называет ангелами законодателей и пророков. Также и Стефан говорил фарисеям, что они, принявши законоповеления ангельские, не сохранили их; причем он разумеет Моисея, закон которого не сохранили евреи. И опять Павел, находящимся в новом законе, говорит: «должна жена, молясь во храме, иметь покров на голове ради ангелов» (1Кор.11:10). Смотри, как Писание называет ангелами священников, живущих в телесной чистоте и непорочно служащих Богу в ветхом и новом законе. Вот и ты, инок, избрал для себя ангельское, священное и чистое житие: держись же его не на словах только, но укрась и добродетелью. Хотя ты и покрыт грехами преступления Адамова, но носишь на себе весь образ священных риз Аароновых; постарайся же чрез терпение Христово соделаться сыном Божиим, чтобы не только себя спасти, но изцелить и впадшего к греховным разбойникам. Будь славен не светлыми одеждами, но добрыми делами. Терпеливо подвизайся, переноси мужественно всякие скорби, ревнуя мученикам, пролившим кровь свою за Христа. Ты, если не внешним образом, то внутренне изсуши кровь свою, угождай телу только по необходимой нужде, дабы и тебе быть наследником части преподобных, ангельского венца и небесного царства. – Обо всем этом я говорил тебе не от себя, но от святых книг. Если кто мудрый иначе истолкует сие, мы не станем противоречить: мы не жнецы, а класособиратели и не хитры в деле книжном. Мы, грубые, всего более от вашего старейшинства требуем святой молитвы о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава с Отцем и со Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.