СВЯТИТЕЛЬ НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ

О ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Будучи Царем, Господь наш Иисус Христос создал на земле Царствие небесное сразу после своего Вознесения… Его Царство на земле – это Его Церковь… Тот, кто не является членом Церкви, находится вне Царства Христова и лишен чести быть Его сыном… Существует лишь одна Церковь, видимая Христова Церковь.

В качестве божественного учреждения Церковь направляется Духом Святым; Он пребывает в ней и делает ее «столпом и утверждением Истины» (1 Тим. 3:15). Именно Церковь хранит в чистоте и неизменности апостольское учение. Лишь она одна может привести к истине, быть единственным непреложным судьей, способным высказываться по поводу спасительных истин учения, открытого нам Богом… Одна лишь Церковь решает вопрос о достоверности и авторитете Священного Писания. Лишь она одна гарантирует и тщательно охраняет в своем лоне чистыми и неизменными Предание и апостольское учение. Только Церковь ведет ко Христу верующих в него и дает им верное понимание Священного Писания. Она одна охраняет своих чад на их пути ко спасению. Лишь она одна с уверенностью ведет их ко спасению. Вне Церкви, – этого Ноева ковчега, нет никакого спасения.

Без авторитета Церкви нет ничего устойчивого, неоспоримого, надежного для спасения. Без авторитета Церкви содержание веры может подвергаться искажениям. Без видимой Богом созданной Церкви не может существовать никакой связи между членами какой-либо общины, которая не была бы Телом Христовым, ибо Тело Христово – это Его Церковь, Главой которой Он является. Без Церкви никто не может соединиться с Телом Христовым; никто не может стать членом Христовым.

Те, кто любит себя называть членами невидимого общества святых, состоящего из святых всей земли, известных одному только Богу, кто полагает, что посредством чисто теоретической веры в Спасителя они становятся участниками Духа Святого, кто думает, что Спаситель творит их спасение без посредства созданной Им Церкви, тот заблуждается, ибо вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви нет никакого спасения. Эта Церковь видима, она – не просто собрание людей, верующих во Христа. Она – божественное учреждение. В ней осуществляется искупление человека. В ней человек общается с Богом и становится Чадом Божиим.

ИЗРЕЧЕНИЯ CВТ. НЕКТАРИЯ

Истинная молитва [совершается] без отвлечений [на постороннее], с сокрушением сердца и вниманием разума. Движущей силой молитвы является смирение, и сама молитва есть проявление смирения. Ибо [только] осознавая свои немощи, мы призываем силу Божию. Молитва соединяет с Богом, будучи божественной беседой и духовным общением с Сущим, что является самым красивым и возвышеным. Молитва – это забвение о земном и восхождение на небо. Через молитву мы бежим к Богу. Молитва – общее лекарство от греховных страстей, неистощимая сокровищница, основа спокойствия, и мать тысячи благословений.

Покаяние – это таинство, в котором кающийся исповедует свои грехи перед духовным отцом, который был поставлен Церковью и получил власть прощать грехи. Получая от этого духовного отца прощение своих грехов, кающийся примиряется с Богом, против Которого согрешил. Покаяние означает изменение ума. Отличительными признаками [истинного] покаяния являются сокрушение, слезы, отвращение ко греху, и любовь к благу.

Внимание – это первый учитель истины и поэтому оно совершенно необходимо. Внимание побуждает душу изучать себя и свои желания, чтобы узнать их истинный характер и отвергать те, которые греховны. Внимание – это ангел-хранитель разума, всегда наставляющий его, внимание пробуждает душу от сна, внимание рассматривает каждую мысль, каждое желание, каждое воспоминание. [Греховные] мысли, желания и воспоминания часто появляются в масках и нарядной одежде, чтобы обмануть невнимательный разум, проникнуть в душу и завладеть ею. Только внимание может распознать их подлинную суть. Нужно помнить спасительные слова Господа: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41). Тот, кто бодрствует, не впадает в искушение, потому что бдителен и внимателен.

Священное Предание присуще Церкви, без Священного Предания Церкви не существует. Те, кто отрицает Священное Предание, отрицает Церковь и апостольскую проповедь. До написания и распространения по миру Священного Писания, – то есть, Евангелий, Деяний и Посланий апостольских, – Церковь основывалась на Священном Предании… так что Священное Писание относится к Священному Преданию как часть к целому. Отцы Церкви относились к Священному Преданию как к надежному ориентиру в толковании Священного Писания и совершенно необходимому для понимания истин, содержащихся в Писании… Поэтому Седьмой Вселенский Собор говорит в восьмом правиле: «Если кто нарушает что-либо из церковного Предания, письменного или устного, да будет анафема».

Очевидно, что неверие – это злое порождение злого сердца, ибо простодушный и чистый сердцем везде находит Бога, везде видит Его, и всегда без колебаний верит в Его существование… Такой человек, движимый своим чистым сердцем, открывает Бога в благодатном мире Церкви, от которой злой человек удаляется. Человек с чистым сердцем верит в церковь, восхищается ее духовному устроению, открывает Бога в таинствах, в высотах богословия, в свете Божественного Откровения, в заповедях Закона, в подвигах святых, в любом добром деле, в каждом совершенном даре, и вообще во всем творении. Посему справедливо сказал Господь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).