ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ О ВОЙНЕ, ЦАРЕ И АНТИХРИСТЕ

Прошедший  только что  Архиерейский  Собор  Русской  Православной  Церкви в  числе прочих  причислил  к  лику  святых  для  общецерковного прославления  преподобного  Лаврентия  Черниговского  (Проскуру,1868—1950, )

Ранее,  в 1993 году на Архиерейском Соборе Украинской Православной церкви схиархимандрит Лаврентий был причислен к лику святых в лике преподобных. Память — 29 декабря по старому  стилю.

Лука Евсеевич Проскура – уроженец  Малороссии.  В юности пел в церковном хоре, потом был его регентом. По кончине матери  хотел принять постриг, но  братья  настояли на том, чтобы  он остался в миру.  Помысел  его  юности  исполнился  только на 45- м  году  жизни.    В 1912 году  Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Чрез два года был рукоположён в иеродиакона, в 1916 году — в иеромонаха.  Во время обновленческого раскола отец Лаврентий решительно стал на сторону Патриарха Тихона.  В 1930  году  перешел  на нелегальное  положение. В годы войны, при  германской  оккупации,  организовал  две монашеские общины,  служил в  храме, После войны его служение продолжилось, и у него было множество духовных чад по всей  стране. Как  это  становится известным  только  сейчас, преподобный  был  делателем  беспрерывной Исусовой  молитвы и обучил ей  очень многих. Скончался 19 января 1950 года; похоронен в малом храме бывшего Троицкого Черниговского монастыря.

Вот,  примерно, как обучал старец молитве:  «Указывал, как кому молиться по вдоху и выдоху. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» — вдох, а «помилуй мя грешную» — выдох. А одной девушке (на ея просьбу, чтобы благословил четки) сказал: «Молитва — это хорошее дело, Ангельское, а ты по пальцам левой руки. Держи большим пальцем мизинец и читай десять молитв «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», а потом переходи на безымянный и так по порядку. И вот будет у тебя навык к молитве. Ум нужно непрестанно вправлять в молитву, а то он ходит, где попало»».  Преподобный  почитал  Имя  Божие, и говорил, что в  последние  времена многие  спасутся его призыванием.  И  еще  хранением  девства,  восполняющим  число  падших  ангелов (речь,  конечно, не  об  исключительном  спасении  девственников,  а о  конкретном  подвиге  конца  времени,  возводящем  к  его началу  и  даже  «пред-началу»)

Преп.  Лаврентий при  жизни  прославился  чудесами, исцелениями. Был ревнителем благочестия  и церковного  устава,  настаивал  на незыблемости  правил и канонов  Святой  Церкви. Имя его  было окружено народным почитанием. В 1993 году его мощи были перенесены в Троицкий собор бывшего Троицкого монастыря в Чернигове. 9 (22) августа 1993 года Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви был прославлен в лике святых в чине преподобного.  В  Великороссии  его также  почитали  долгие годы.  Рукописные  книги  с  его житием,  описаниями  чудес,  поучениями и предсказаниями  ходили  в  Самиздате  еще  в  конце  1960-х – 1970-е  годы.

Преподобный Лаврентий  был ревностным  поборником  единства  Святой Церкви  и Святой  Руси.  Он  любил говорить :«Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию — это вместе — Святая Русь»

И еще:  «…наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае».  Русское  имя  для  него  было  священным:  «Когда поляки завоевали часть Руси, то отдали иудеям в аренду православные монастыри и церкви<…>… И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название «русский», навсегда оторвались от Святой и Православной Руси <…>  . Киевский митрополит, который недостоин сего звания, сильно поколеблет Церковь Русскую, а сам уйдет в вечную погибель, как Иуда…»

И  еще  : «Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина?!  Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от Святой и Православной Руси».

Преподобный  предупреждал:  «Чтобы верны были мы Московской Патриархии и ни в коем случае не входили в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которых ввели в смуту, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили. Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страны не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей. Свободная церковь — это еретическое название. У нас все Православные церкви и монастыри, в том числе и закрытые, и поруганные. Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!»

В  последние  годы  стало  хорошо  известно,  что  преподобный  Лаврентий  вообще  был одним из наиболее эсхатологически зрячих подвижников нашей  Церкви прошлого века. Конец  видимой  истории, времени, явление  антихриста  и Второе Пришествие  Господа нашего  Исуса  Христа  были  едва  ли  не  главным предметом  его  созерцаний и  бесед. Он  любил  приходить  обедать  к  своим  духовным  чадам, при  этом  говоря:  «Я  не  кушать хочу,  а рассказать,  что с нами  всеми  будет».  При  этом, как  рассказывали  собеседники  и  собеседницы  —  больше  собеседницы,  это были  в основном  инокини,  или  готовившиеся к  постригу  послушницы —  многое  они  забывали,  а  потом   вспоминали  самое главное.  Возможно,  именно  так  было надо.

Эсхатологические  предскаязания  часто  приравнивают  к  пророчествам. Это  не  так. Последним  пророком, с  точки  зрении  Православия, был св. Иоанн Предотеча, а последним  безусловным  предсказанием  —  Откровение св. Иоанна  Богослова   Все  более  позднее  —  предсказания  —  только  предсказания.  Как  правило,  они так  или  иначе  исполняются, но  далеко  не  всегда так, как  мы  этого  ждем. Впрочем, к предсказаниям святых прислушиваться надо.

Особенно сегодня,  когда третья  мировая  война, о  которой  много говорил  преподобный  Лаврений,  по  сути, уже идет.

О  самой  (тогда будущей)  войне   «Батюшка при беседе говорил, что будет война, а …одна сестра говорит: «Хорошо, что война, потому что к числу мучеников будут причислены…» А Батюшка возразил, что не все, а только верующие, а неверующие пойдут в ад. А сестра говорит: «Так это и погибнуть можно». А Батюшка сказал, что слабых Господь заберет, а другие очистятся болезнями. Будут такие, что на войне омоют грехи своей кровью и причтутся к числу мучеников. А самых сильных Господь оставит для встречи с Ним».

И еще:

«Будет война, — продолжал Батюшка, — и где она пройдет, там людей не будет. А перед этим Господь слабым людям пошлет небольшие болезни, и они умрут. А при антихристе болезней не будет. И война третья Всемирная уже будет не для покаяния, а для истребления». Сестра спросила: «Так это все погибнут?» «Нет, если верующие и омоются кровью, то причтутся к числу мучеников, а если неверующие, то пойдут во ад, — ответил Батюшка. — И пока не восполнится число отпавших Ангелов, Господь не придет судить. Но в последнее время Господь и живых, записанных в книгу Жизни, причисляет к числу Ангелов недостающего счета, «отпавших»».

При  этом  предсказания  начинают  казаться  взаимно противоречащими друг  другу.

«Незадолго до воцарения антихриста и закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения антихриста. Молитесь, чтобы Господь продлил нам это время для укрепления: страшное ожидает нас время. Ремонты храмов будут продолжаться до самого коронования антихриста, и у нас благолепие будет небывалое, — говорил старец Лаврентий Черниговский.  — И видите, как все это коварно готовится? — продолжал со слезами батюшка. — Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа. Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все «сатанинское сборище» (Апок. 2;9)! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет»

И еще:
«Батюшка часто любил беседовать о последнем времени со своими любимыми чадами, как нужно быть бдительным. «Вот сейчас голосуем, то левой рукой брось — это ничего, да еще и не за одного во всем мире. А если будут голосовать за одного — это уже он самый, и голосовать нельзя.» Еще говорил: «Такая будет война, что никто нигде не останется, разве только в ущелье».

И говорил, что будут драться и останутся два или три государства и скажут: изберем себе одного царя на всю вселенную.

И в последнее время будут истинные христиане ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут за ними».

Антихрист,  по  словам  святого, будет короноваться как царь в Иерусалимском  храме с участием духовенства и Патриарха. «Будет свободный въезд в Иерусалим и выезд для всякого человека. Но тогда старайтесь не ездить, потому что всё будет сделано для того, чтоб прельстить. Антихрист будет происходить от блудной девы еврейки,  царского рода, «двенадцатого  колена»…Уже отроком он будет очень способным и умным, а особенно с тех пор, когда он, будучи мальчиком лет 12-ти, гуляя с матерью по саду, встретится с сатаною, который выйдя из самой бездны, войдет в него. Мальчик вздрогнет от испуга, а сатана скажет: «Не бойся, я буду помогать тебе». Из этого отрока созреет в образе человеческом «антихрист». При его короновании, когда будет читаться «Символ Веры», он не даст его правильно прочесть, где будут слова об Исусе Христе как Сыне Божием, он отречется от этого, а признает только себя. И при этом Патриарх воскликнет, что это антихрист, и за это будет умерщвлён. При короновании антихрист будет в перчатках. И когда будет их снимать, чтоб перекреститься, Патриарх заметит, что у него на пальцах не ногти, а когти, и это послужит к большему уверению, что это антихрист. Сойдут с неба пророки Енох и Илия, которые также будут всем людям разъяснять и восклицать: «Это антихрист, не верьте ему». И он умертвит их, но они воскреснут и полетят на небо. Бояться не нужно!»

«Бояться  не  нужно!» — на самом  деле это главное,  о чем говорил  преподобный.  Подробности и деталии  могут быть  различны,  тем более, что  они  всегда  несут в себе  некую  мифологическую  —  в широком смысле  —  нагрузку

О  России  же  преподобный  говорил так:

«В России будет духовный взрыв! Россия вместе со всеми Славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный, Божий Помазанник. Благодаря Ему в России исчезнут все расколы и ереси. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное предантихристово время. В России будет процветание Веры и ликование, но только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых. Русского Православного Царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе  Россия будет  самое мощное  Царство в мире. А другие все страны,кроме России и Славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании»

Преподобный  Лаврентий  Черниглвский  был  не  одинок. Предсказания старца иеромонаха Серафима Вырицкого ( 1866, — 1949) (Жизнь вечная» No.18-19, 1996 г., No.36-37 и др. 1998 г.)звучали так :«…Многие страны ополчатся тогда на Россию, но она выстоит. Эта война, о которой повествует Священное Писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста. Потом в этих странах наступит гонение на христиан, и когда будут оттуда уходить эшелоны в Россию, надо успеть попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут». (http://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=351).  О  том же  говорил и  пре.  Серафим  Саровский: «…антихристианство, развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный народный океан, перед которым будут в страхе все прочие племена земные. И это верно, как дважды два — четыре». (Из архивов документов Государственного Архива РФ: фонд 109, дело 93; Москва, 1996 г., стр. 20-21)

Мнения  о  том,  что  антихристовы  гонения  будут одновременно  происходить  по  всему миру,  опровергал  также  крупный  единоверческий  богослов (бывший федосеевский  начетчик), знаток  Апокалипсиса,  настоятель  Московского  Никольского  единоверческого монастыря  архимандрит  Павел  Прусский (1821-1895) :  «Господь, обещавая церкви своей неодоленность, глаголет: врата адова не одолеют ей<…> и дабы кто не возмнил, что служители ада, елико хотят, толико и воздвизают на святую церковь свои ухищрения, ища ниспровергнуть ее, Господь разрушает таковое мнение сими глаголы : имам ключи ада и смерти, то есть смерть и ад не столько, сколько они хотят <…>  не только то означают, что Господь живит и мертвит, низводит во ад и возводит, но и то, что в его власти попустить, и не попустить гонения на верных, и в какой степени попустить».

Архимандрит  Павел допускал  существование на  Земле земли, не  подвластной  антихристу.  Полагаем,  что  это  фундаментальное  даже  научно-теоретическое положение для  православной  геополитики  как  таковой,  более  того,  это  основание  православной  геополитики.

Напомним  также,  что такая  точка  зрения  не совпадает не только с западной, но в значительной  степени  и с  византийской  эсхатологией.  В  европейских  преданиях  (и сравнительно  поздних  текстах,  включая  Нострадамуса)  Великий  Монарх,  победитель  «агарян»,  отдает  в  Иеросалиме  на  Масличной Горе  свое  Царство  Богу, и  затем появляется  антихрист,  но  то  же самое  и  в  текстах  византийского происхождения, включая  Откровение Мефодия Патарского,  о котором нам недавно доводилось  писать. Иными  словами,  ни  западная, ни  византийская  эсхатология  о  Последнем Царе  как  о  Победителе  антихриста  ( накануне  Второго  Пришествия  Господа Исуса  Христа )  не  говорит. В  Русской же  эсхатологии  дело  обстоит  несколько иначе, хотя  это  «иначе»  по  понятным  причинам  до  сих  пор  допускалось  лишь  как  возможность.  Впрочем,  в  этой области,  кроме  непосредственно  Второго  Пришестпия  ( «и  паки  грядущего со славою судити живым и  мертвым,  Его же  Царствию несть  конца»),  все  —  возможность,  а  не данность.

Здесь  всплывают важнейшие  и   интереснейшие  детали. Преп. Серафим  Вырицкий,  а  за ним,  следовательно,  и  преп. Лаврентий  Черниговский  говорили о  поездах  в Россию  (видимо, из  антихристианской Европы). Между  тем в  70-е  годы  в  Самиздатских  рукописях дело  изображалось  так,  что  это  это будут  поезда  из  столиц  (чит.  Москвы,  Ленинграда)  на  Север  (чит. на  Северный  Урал, в  Сибирь),  а соответственно,  внутри  России  (тогда  речь  шла  об СССР),  с очевидным  указанием на антихристианство  Русской  (российской или советской, тогда  это  было  не  ясно)  власти. Никто  ни  о какой Европе  не говорил,  напротив, она подразумевалась  как оплот свободы.  Но ведь  те,  кто  по  воспоминаниям  и рукописям  писал  Самиздат, не  могли не знать  того,  как  и  что на самом  деле  говорили  святые старцы!
Здесь, справедливости ради, надо уточнить. Преп. Лаврентий, конечно, ни в  коем  случае, не был  «советским». Он  смело  «размещал»  не только  Ленина, но  и  Сталина  в  аду,  и здесь  не надо  питать иллюзий.  Государство советское  он  однозначно  почитал  безбожным.  Но  он  очевидным  образом  не  отождествлял  безбожие  и  даже безбожных  вождей  с государственностью  как  таковой  ( это проявлялось у него также и в отношении  к  Зарубежной  Церкви, к  единству  России и Малороссии…)
Но  именно  так,  как  формировался «православный  Самиздат», формируются подлоги.   Остается  напомнить,  что  все эти тексты  составлялись  в  кругах «христианской  интеллигенции», в  кругах  doktoroff  Zhivago…  Лично  автор  этих строк  помнит о  том, как  еще  в  восьмидесятых, начитавшись  подобного, мы, нервные  аспиранты-неофиты  внушали  своим  запуганным,  только что  вышедшим  из  комсомола  женам  о  необходимости  «готовиться  к  ссылкам»… А потом  все  вместе,  хором,  сдали  страну  в  1991  году…

И  до  сих  пор прходится  слышать:  «Вот,  нас, христиан, скоро из  Москвы  вышлют…»

А  святые  подвижники  говорили иное  и  об  ином.

Важно  при  этом  то,  что  старец  в  одной  из  бесед сам  разъяснил  бросающуюся  в глаза  противоречивость  своих  предсказаний: «Отцы и братия, вы одного не знаете и не понимаете, что я говорю не только для России, но и для всего мира. Мои слова верны и мне их открыл Дух Святый по благодати» («Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание», Москва. Русский Духовный Центр. 1994 г. Стр. 152-153.).

Есть  и  то, о чем  уже было  сказано: все  исполняется  буквально,  но  не  так, как  мы  ждем. Это  всегда  связано с  тем,  что  предмет  предсказания  всегда  находится вне линейного  времени,  его  «отпечаток»  прочитывается  многомерно  в  многомерном  «пространственном  времени» по ту  сторону  меонических  здесь «прошлого»,  «настоящего» и «будущего»
Невозможно  не  обратить  внимания  и на такую  важнейшую  часть Православной эсхатологии, как  «еврейский   вопрос».  Согласно  преподобному,  многовековой  «русско-еврейский  спор»  разрешится  как бы  сам собою,  и  именно  так,  как  в  свое  время считал  «Союз  Русского  нсарода» —  за счет  отъезда  евреев  на их  историческую родину,  и  ни как  иначе: «Евреи из России выедут встречать в Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея. Гонения на Церковь Православную не будет (http://www.avtotrans.net/forum/index.php?PHPSESSID=89fe035554c9c2f8fcd8f213427f8f11&topic=520.0 )

Таким образом,  «двести  лет вместе»,  или «двухтысячелетний  спор» (как  угодно)   завершатся  своеобразным  «разводом»,  и,  возможно,  это лучший  выход  для  обеих  сторон.

И  далее:
«Некоторые евреи, которые истинно жили по закону Моисея, не примут печать антихриста. Они будут выжидать, присматриваться к его действиям. Они знают, что их предки не признали Христа за Мессию, но и здесь так Бог даст, что  глаза их откроются, и они не примут печати сатаны, и признают Христа и будут царствовать со Христо».(http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=605)»

Из  этого  дегко  делаются  следующие  выводы

Обращение «остатка Израиля» ко  Христу,  о котором говорил  св. ап. Павел  в  «Послан ии к Римляном»,  может  произойти  и  произойдет  только на самой  Святой  Земле.

Примут Христа евреи только при антихристе, и  только евреи, сохранившие верность Моисееву закону ( это их историческая судьба ) Следовательно, «еврейская православная интеллигенция»  в  России,   сыгравшая  мощнейшую  роль  в  революциях,  в  диссидентском  движении,  в  «русскоязычной  литературе» никакого отношения  к подлинному,  обетованному Апостолом обращению евреев ко Христу не имеет, и есть  в конечном  счете  «армия антихриста» ( возможно, за редчайшим исключением )
По  нашему  суждению,  истинным  «остатком  Израиля»  могут  бвть как  раз  те  самые  «144  тысячи  девственников» от  всех  колен,  о  которых говорит  Откровение,  подчеркивая,  что  это  именно  девственники,  то  есть  не  продолжающие  род.  Возможно,  это последнее  иночество  С  учетом  слов  преподобного  о  девственниках  последних  времен,  пополняющих  число  падших  ангелов,  все  это  не  просто  вероятно,  но, скорее всего,  так  и есть.  Здесь сойдутся  «тайные  думы»  Христианства  —  о  девстве,  о  «народе  судьбы»  и  о  «христианском  историале»  как  таковом
.
Само  же  по  себе  общецерковное прославление  преподобного  Лаврентия  именно  сейчас  говорит  очень о многом:  мы  вступаем  —  уже вступили  —  в  исторический  цикл, о котором говорил  святой.