ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — НАПОМИНАНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ БЛАГОТВОРИТЬ

О необходимости покровительствовать нуждающимся в нашей помощи. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы

I. Несколько столетий тому назад, в настоящий день, блаженный Андрей удостоился, братия, дивнаго и вместе утешительнаго видения, — именно: когда он находился в цареградском влахернском храме Пресвятыя Богородицы и вместе с другими константинопольскими жителями умолял Господа отвратить бедствие от греческой столицы, которой в то время угрожали нашествием страшные сарацинг, тогда ему представилось, что отверзся свод храма, и он увидел на воздухе Матерь Божию с ликом ангелов, пророков, апостолов и других небожителей. Пресвятая Дева коленопреклонно молилась Богу и покрывала мир христианский честным Своим омофором. Узрев это, блаженный Андрей сказал ученику своему Епифанию: «видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, отвечал Епифаний, и ужасаюся». — Это видение сопровождалось избавлением Царьграда и всей Греции от нашествия варваров; поэтому св. церковь установила ежегодно праздновать его в настоящий день в память и назидание верующим.

II. И мы, по примеру Матери Божией, должны посильно покровительствовать нуждающимся в нашей помощи, должны помогать бедным, сирым и другим несчастным.
а) Все мы, — богатые и бедные, сильные и слабые, знаменитые и безвестные, мудрые и неразумные, — все мы составляем одно великое семейство. Кто мы по природе нашей? Потомки одного Адама. Кто мы по благодати? Чада единаго Отца небеснаго. — Кто мы по конечному назначению нашему? Сонаследники царства небеснаго. Скажу более, мы не только составляем одно семейство, но мы члены единаго тела, как гражданскаго — государства, так и духовнаго — церкви Христовой, у которой единая глава — Христос, а мы все — члены, как говорит апостол (Еф. 5, 23 и 30). Видите, какая тесная связь, какое сродство между нами! Поэтому, судите, не должны ли мы усердно вспомоществовать друг другу, а в особенности тем бедным и несчастным братиям нашим, которые имеют большую нужду в нашей помощи? Очевидно, должны! Как в обыкновенном теле все члены сочувствуют и помогают один другому, так и мы должны сострадать друг другу и взаимно вспомоществовать в наших нуждах. Как в обыкновенном семействе старшие, здоровые братья и сестры, надзирают за младшими и немощными; так и мы должны пещись о меньших братиях наших во Христе — о бедных и несчастных. Если же мы не будем делать сего; то чрез это явно покажем, что мы дурные братья, худые христиане.

б) Мы тем охотнее должны вспомоществовать нуждающимся в нашей помощи, что, оказывая необходимое пособие им, мы по тесной связи, существующей между ими и нами, делаем добро не только им, но и самим себе. И подлинно, не полезно ли для нас, если эти несчастные, которые живут теперь в тягость, а иные даже во вред нашему обществу, и, может быть, погибнут без нашей помощи, — не полезно ли для нас, если они при нашем пособии сделаются добрыми гражданами и будут посильно содействовать общему и вместе нашему благу? Не полезно ли для нас, если они за добро, им оказанное, будут благодарить нас, взаимно услуживать нам, и станут призывать на нас благословение Божие?..
Но не один гражданский и духовный союз, между нами существующий, и не одно временное, общее и частное благо наше, побуждают нас усердно помогать нуждающимся в нашей помощи. К этому есть и другия — важнейшия побуждения.

в) Почему Бог, общий наш Отец небесный, не в одной мере наделил нас дарами Своими? Но одним дал их более, а другим менее? Для того, чтобы первые разделяли с последними избыток дарованных им благ и все взаимно помогали друг другу, по мере их средств и способностей. Это видно из разных мест слова Божия. Так, например, апостол говорит, что правители народные облечены от Бога властию во благое нам — для того, чтобы они удерживали нас от худых поступков, поощряли к доброй деятельности и защищали от злых людей (Римл. 13, 3–4. 1 Петр. 2, 13–14). Тот же апостол в другом месте учит, что богатые не должны хранить богатства своего для себя только, но должны употреблять его на вспомоществование бедным и другия добрыя дела (1 Тим. 6, 17—18). Он же в ином месте внушает сильным и разумным, чтобы они помогали слабым и скудоумным, вразумляли безчинных, утешали малодушных, заступали немощных (Римл. 15, 1. 1 Сол. 5, 14), да и всем нам заповедует: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
Из этого видите, братия, что оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней есть священная обязанность наша, — на это есть воля Божия, закон Христов.

г) А чтобы мы усерднее исполняли эту священную обязанность, для этого Господь обещает великую награду за исполнение ея и тяжкое наказание за небрежение о ней. Кто те блаженные, которых наречет Господь на всемирном суде Своем благословенными и введет в царство небесное? Это добрые — сострадательные люди, вспомоществующие бедным и несчастным; это те, которые питают алчущих и жаждущих, принимают в домы свои странников, одевают наготствующих, посещают больных, утешают заключенных в темницах. А кто те несчастные, которых удалит Господь от лица Своего и ввергнет в огнь вечный, уготованный диаволу? Это люди жестокосердые, которые не имеют жалости к бедствующим и отказывают им в необходимой помощи. Идут сии в муку вечную, говорит Спаситель (Мф. 25, 34–46). Вот, какое страшное последствие будет иметь наше несострадание к бедным братиям, нуждающимся в нашей помощи…

д) Впрочем, хотя бы и не было ни награды за благотворения бедным, ни наказания за равнодушие к ним, ни других побуждений оказывать им необходимую помощь: то и в этом случае мы должны сострадать и благотворить им потому, что о нас самих милосердствует и печется Отец небесный. Он солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя. А что еще важнее, Он для спасения нашего не пощадил Единороднаго Сына Своего, но за нас предал Его, — да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16. Римл. 8. 32). Что же? не должны ли мы подражать такой любви и благотворительности Его? не должны ли в благодарность за них сами благодетельствовать бедным людям, меньшим братиям Христовым? Непременно должны! Это нам внушает и Спаситель, говоря: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. 6; 36). Если же кто не сострадает несчастным и отказывает им в необходимой помощи, то не только не достоин любви Божией и тяжко грешит пред Господом, но еще напрасно называется христианином и человеком. Кто сеет скупо, говорит апостол, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. — Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (2 Кор. 9. 6. Евр. 13, 16). Если же кто имать богатство мира сего, говорит другой апостол, и видит брата своего требующа, и затворит утробу, или сердце свое, от него; како любы Божия пребывает в нем? — Суд без милости не сотворившему милости (1 Иоан. 3, 17. Иак. 2, 13).

III. А Ты, Мати Божия, «предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», моли Господа, преблагаго и милосердаго, да усилит в нас взаимную любовь и сострадание к бедным братьям нашим, дабы мы не по имени только, но и по делам своим были истинными Его последователями и удостоились некогда войти в вечныя кровы, уготованныя на небе людям благотворительным (Лук. 16, 1—9). Аминь. (Сост. по «Словам и беседам» Платона, митр. киевскаго).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 363-365.