О СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИНАХ, ВОСПИТАННЫХ БЕЗ ХРИСТИАНСКАГО БЛАГОЧЕСТИЯ

О современных женщинах, воспитанных без христианскаго благочестия
I. Прославляемые ныне св. церковию свв. муч. Адриан и Наталия были супруги и соединены супружеством только один год. Жили при императоре Максимиане, в Никомидии Виѳинийской. Этот император, воздвигнув гонение на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их. Явилось множество доносов. В это время, по доносу, было взято 23 христианина в пещере близ Никомидии. Их мучили, заставляя поклониться идолам. Между прочими, был схвачен и Адриан. Царь велел посадить его в темницу. Один из слуг Адриана донес Наталии, что ея муж заключен в темницу. Наталия испугалась; но, когда узнала, что Адриан страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайною христианкою, и поспешила к нему в темницу с словами ободрения: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа. Ты приобретаешь великое сокровище. Не жалей своей молодости и красоты: бренное наше тело есть пища червям; не думай и о богатстве: оно не принесет пользы в день страшнаго суда. Лишь одни добрыя дела и веру принимает Бог». Св. Адриан сказал супруге, чтобы она шла домой, и обещал известить ее о времени своей казни. Узнав об этом времени, он сам, отпущенный из темницы за порукою мучеников, поспешил в свой дом. Но Наталия подумала, что Адриан отрекся от Христа, не хотела пустить его в дом, говоря: «уйди от меня, отступник!» — «Я не бежал от мучений, а пришел звать тебя — посмотреть нашу кончину», говорил Адриан Наталии, стуча в двери. Св. Наталия отворила двери. «Блаженна и ты между женами! сказал ей Адриан. Воистину ты любящая жена. Ты общница мучеников, хотя и не терпишь мучений». Св. Адриана мучили жестоко. «Пожалей себя, призови наших богов», внушал Адриану Максимиан. «Пусть боги твои скажут мне своими устами, какое благодеяние обещают они мне; тогда я поклонюсь им; а если они не могут говорить, то зачем и кланяться им?» отвечал Адриан. Св. Наталия все не переставала укреплять мужа. Святым мученикам отбивали руки и ноги на наковальне. Наталия просила, чтобы мучители начали с ея мужа, и сама помогала мужу класть на наковальню ноги и руки. После сего тела мучеников хотели сжечь, бросив в печь. Но вдруг поднялась страшная гроза и пошел сильный дождь. Слуги разбежались, а многие из них были убиты молниею. Наталия взяла руку Адриана и хранила в своем доме. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав это, скрылась в Византию. Здесь во сне явился ей Адриан и сказал, что она скоро будет успокоена Господом. Действительно, святая вскоре скончалась. Мощи св. Адриана находятся в Риме, в церкви его имени.
II. Бр.! Какой высокий идеал истинной христианки являет нам св. Наталия.
а) Не припоминаются ли вам, бр. при этом противоположные образы женщин, о которых так много говорят и пишут в последнее время; — отбрасывается естественная стыдливость женскаго пола, усвояются мужския манеры, поднимается неугомонная гоньба за всевозможными учениями, без разсуждения, нужно ли это им, полезно ли, относятся ли эти учения к тем обязанностям, которыя их ожидают, небрежение о родном доме, стремление к ранней самостоятельности, дерзкия слова матери, желание избавиться от власти отца, негодование пред мыслию о какой-либо власти, наконец, охлаждение к церкви, к той церкви Господней, которая и вызвала женщину из рабства и открыла ей высокое назначение… О таких женщинах и девицах наверное не будут плакать у гроба их, или будут плакать слезами горя, не имущаго упования.
б) О подобных женщинах и девицах нужно сказать, что вообще вся их жизнь идет ненормальным путем. Подобныя девицы в большинстве случаев и замуж выходят не по расположению, а по непростительному легкомыслию или по грубому расчету. Поэтому с самой первой поры сделается подобной девице ненавистною эта совместная жизнь, эта необходимая зависимость от мужа. Брачныя узы ей кажутся тяжкими оковами. Дети для нея лишнее бремя, помеха в жизни, а если она, по видимому, и любит их, то любит для себя, для своей суетности, и переливает в них свою пустоту, развращение своего сердца. Такая женщина, может быть, и схватит несколько преступных удовольствий; но жизнь же непременно даст ей почувствовать, что нельзя безнаказанно попирать ея уставы, и смерть ея не вызовет уже горячих слез ни у мужа, ни у детей.
III. Жизнь же сердца в нравственной красоте и святыне целомудрия влияет на окружающих женщин так, что в виду ея оне не позволяют сказать ни одного нескромнаго слова. Живое религиозное чувство, которому женское сердце может быть отличным проводником и дома, и в обществе, безраздельныя чувства супруги и матери, полное посвящение себя воспитанию детей, чувства любви христианской с ея милосердием и состраданием к бедствующему человечеству — вот где истинное назначение и истинная доблесть жены христианки. (Сост. по Ч.-М. и Слов. и реч. прот. П. Смирнова, ч. 2-я).

Прот. Григорий Дьяченко († 1903 г.) 
Поуч. 1-е. Свв. муч. Адриан и Наталия.
(О современных женщинах, воспитанных без христианскаго благочестия).
 
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил преимущественно по лучшим проповедническим образцам Протоиерей Магистр Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (Около 400 поучений). — Третье пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1901. — С. 189-191.