ОБРАЗЕЦ СВЯТОСТИ И ХРИСТИАНСКОГО УСТРОЕНИЯ СЕМЬИ

Образец святости и христианского устроения семьи

Образец святости и христианского устроения семьи (вспоминая преподобных Кирилла и Марию)
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли», — учит нас Закон Божий. Сегодня уже трудно даже понять, что это такое на самом деле — почитание родителей. Ведь это не просто послушание или уважение, забота, но и любовь. А еще, наверное, почитание родителей невозможно без взаимности. Пересмотрев несколько толковых словарей русского языка в поисках точного определения значения слова «почитание», с удивлением отмечаем, что в большинстве случаев это понятие толкуют как почтение или уважение. Даже легендарный словарь Ожегова толкует «почитание» как «глубокое почтение и любовь». Но пока еще существуют конкретные примеры. Их являет святое Православие.
11 октября Церковь вспоминает преподобных Кирилла и Марию, родителей замечательного русского святого — преподобного Сергия Радонежского.
Жили эти люди очень давно — в XIV веке, во времена зловещего ига Золотой Орды над Русью. Были они ростовскими боярами, но, несмотря на знатность, жила эта супружеская пара просто, не гнушаясь сельского труда и деревенской жизни. В житии преподобного Сергия говорится, как его мать еще до его рождения поняла, что носит под сердцем не обычного ребенка — его поведение во время Божественной Литургии давало реальный повод к этому. Вот и решили благочестивые родители посвятить свое дитя Богу. Новорожденного назвали Варфоломеем. Общеизвестны житийные рассказы о том, как младенец воздерживался от материнского молока по средам и пятницам, а если мама вкушала мясную пищу, вовсе отказывался от ее молока. Заметив это, праведная Мария перестала есть мясо.
В принципе, эти рассказы относятся больше к характеристике личности преподобного Сергия, чем его родителей. Однако есть в этой истории еще и такой аспект: несмотря на решимость посвятить Богу своего сына Варфоломея, родители не разрешали, или, как тогда говорили, не благословляли его принять монашеский постриг пока они живы. И это несмотря на то, что он не был ни единственным ребенком, ни единственным сыном, ни самым младшим или старшим в семье. Почему так? Сегодня трудно сказать. Тем более судить. Несомненно, что такое поведение родителей не было проявлением родительского эгоизма. А ведь Варфоломей был монахом, без преувеличения, с утробы матери.
Нам знакомы жизнеописания многих подвижников благочестия, святых угодников Божиих, которые, оказавшись в подобной ситуации, убегали из дому, как следствие, их разыскивали родители, возвращали обратно, наказывали, те снова сбегали, скрывались, не виделись с родными долгие годы. Весьма современно, не правда ли?
Но это только доказывает ту несомненную истину, что люди всегда одинаковы — что в древности, что в средние века, что в наш «просвещенный» век.
Но не такое было поведение Варфоломея — будущий преподобный Сергий смирился с родительской волей и находился в послушании своих отца и матери до самой их кончины. Даже когда они сами, состарившись, решили стать монахами, а затем и схимниками — по обычаю тех лет. Для этого и переселились из Ростова в Радонеж.
В трех верстах от него располагался Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. Там и окончили в ангельском чине свой земной путь родители одного из самых великих русских святых. К мощам их и ныне притекают многочисленные паломники, ибо хоть и канонизированы они, что называется, официально только лишь в 1992 году в связи с празднованием 600-летия преставления преподобного Сергия Радонежского, но как образец святости и христианского устроения семьи православные почитали праведных Кирилла и Марию на протяжении всех этих столетий.
Надо отметить, что не сохранилось обширных сведений о жизни праведных Кирилла и Марии, но то, что это были люди богобоязненные и благочестивые, — несомненно. По всей видимости, они действовали согласно Промыслу Божиему, указующему наиболее благоприятное время для человеческих свершений.
«Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!» — отмечал святитель Платон.
Наверное, каждый родитель мечтал бы отнести эти слова к себе и своим детям. Но в реальной жизни гораздо чаще мы видим, к сожалению, обратное.
Сегодня в «просвещенной Европе» вообще понятие традиционной семьи стало предметом даже не дискуссий. Оказывается, сами понятия «мать» и «отец» ущемляют гражданские права граждан Европейского союза.
Каких граждан? Без сомнения, читатель догадался, что речь идет о «сексуальных меньшинствах». Теперь во многих странах маму с папой заменили на «родитель №1» и «родитель №2». Как-то жутковато от этого становится, не правда ли? Ну а за нарушение чужих свобод полагается наказание. И это вам не наш «тоталитаризм», это самая что ни на есть «европейская демократия». И никакие, даже многотысячные, протесты не имеют никакого значения для принимающих решения на государственном уровне. Наверное, это и есть самое высшее проявление той самой свободы слова: вы говорите то, что хотите, а мы делаем то, что считаем нужным.
А ведь Европа, привычная нам — традиционная, вымирает. Дети у белого населения практически не рождаются. Причина — если не гомосексуализм, то просто нежелание усложнять себе жизнь семейными обязанностями. Официальные браки становятся редкостью, не говоря уже о браках церковных. Да и сами церковные здания, к слову, все чаще продаются «с молотка»: храмы посещаются мало, разве что православные переселенцы собираются на молитву вместе со своим священником, приносят свои иконы, но выкупить здание чаще всего нашим общинам в Европе не по средствам.
И становится все больше случаев, когда европейские традиционные христианские храмы становятся мечетями. Местное население, конечно же, протестует, но тщетно.
Так сбываются вечные слова святого апостола Павла, написанные в Послании к Римлянам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (21-31).
Да простит читатель столь длинное цитирование, но слова Апостола звучат так, как будто не древним римлянам, а современным европейцам адресованы. К слову, неудержимый разврат тех самых древних римлян привел не просто к деградации нравов, а к неуклонному сокращению, выражаясь современным языком, коренного населения, постепенной заменой римлян теми, кого они называли варварами сначала в армии, а затем и в обществе. Следствием чего стало падение Великой Римской империи.
Ы
Так стоит ли нам так, как яростно призывает либеральная общественность, ориентироваться на «ценности» вымирающей Европы? Ведь в Православии всегда традиционно почитался именно образ семейной святости. Посмотрите, сколько у нас святых благоверных князей и княгинь!
Вот и воспоминаемые нами ныне преподобные Кирилл и Мария на протяжении более 600 лет являют пример благочестивой семейной жизни и достойного воспитания потомства. Помолимся же им о том, что остро необходимо каждому человеку во все времена, чтобы и мы не утратили того, что именуется традиционными ценностями.