Духовное благородство — это духовное правосудие. Преподобный Паисий Святогорец

alt

— Геронда, духовное благородство выше духовного правосудия?

— В духовном благородстве есть духовное правосудие, и в духовном правосудии есть духовное благородство, или, лучше сказать, благородство и есть духовное правосудие.

Поэтому для человека, в котором есть духовное благородство, нет закона: «праведнику закон не лежит». Такой человек предпочитает быть убитым, чем убить самому.

— Геронда, когда меня просят что-то сделать, я сразу начинаю думать, что у меня много другой работы, и пререкаюсь.

— Если человек приобретёт благородство, то всё это преодолеет. Он действует, исходя не из сухой логики, потому что благородство вне логики. Вы стараетесь устроить всё в соответствии с человеческой логикой, мирской справедливостью. А где духовная справедливость? Разве я не говорил, что чем духовно выше человек, тем меньше у него прав в этой жизни, что духовный человек только даёт и никогда не требует сам?

— Тогда почему в Евангелии говорится: «Всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает» (Мф7,8;Лк.11,10)?

— Это другое. Если человек просит чего-то у Бога для себя самого, а не ради любви к другому, то, опять же, его волнует только собственное удобство. Ведь если, к примеру, мать просит у Бога, чтобы её ребёнок поправился от болезни или чтобы в семье было всё хорошо, то она просит этого не для себя, а ради блага своего дома. Вот и хананеянка, о которой говорится в Евангелии, ничего не просила для себя.

Она бежала вослед за Христом и просила, чтобы Он помог её дочери, которая была одержима бесом Тогда апостолы приблизились ко Христу и сказали Ему «Сделай, что просит эта женщина, чтобы она не бежала за нами вслед и не кричала». Он же им ответил: «Несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева». Но хананеянка продолжала кричать и просить о помощи. Тогда Христос обернулся и сказал ей: «Несть добро отьяти хлеба чадом и поврещи псом».
А она Ему ответила так: «Да, Господи, но и собаки едят крохи, которые падают со стола их хозяев». И тогда Христос ей сказал «За такое твоё слово дочь твоя выздоровела». Видите её веру, смирение, благородство, духовное превосходство! Будь она себялюбивой гордячкой, сказала бы Христу «Не ожидала я от Тебя, что сравнишь меня с собакой! Разочаровал Ты меня!» И ушла бы от Него раздражённая! И совесть у неё была бы спокойна, что поступила очень правильно, справедливо. Могла бы даже говорить сама себе так: «Не понимаю, как это столько народу сидит и слушает Его!»

— Геронда, ей помогла её вера?

— Её благородство ей помогло обрести такую веру. Она была свободна от всякого самомнения, не имела никаких претензий. Но имела добрый помысел: «Раз так сказал Бог о народе Израильском, значит так и есть, Бог знает, что говорит. А мы принадлежим другому народу».