«В ЧЕМ ЗАСТАНУ, В ТОМ И СУЖУ»

Мне вспоминается ужасный случай, происшедший на одном балу, еще в то время, когда я был в миру. В одном богатом аристократическом доме был бал-маскарад. (Я на нем не был, но мне рассказали товарищи). На этом балу была одна замечательная красавица. Единственная дочь богатых родителей, она была прекрасно образована, воспитана но, конечно, только по-светски, отчего не доставить ей удовольствие? Родители ничего для нее не жалели. Ее костюм изображал языческую богиню, стоил не одну сотню рублей, об этом костюме много говорили. Бал открылся танцами, как всегда полькой, затем следовали другие танцы, наконец, французская кадриль. Во время кадрили красавица вдруг упала в предсмертной агонии. Она сорвала с себя маску, лицо ее почернело и было ужасно. Челюсти скривились, в глазах выражался ужас с мольбой о помощи, которую никто не мог ей оказать. Так и умерла она среди бала. Погоревали о ней, особенно родители, похоронили, поставили над ее прахом великолепный памятник, и все земное окончилось для нее. А что стало с ее душой? Конечно, пути Божии неисповедимы но, по нашему убогому разумению, не быть ей в Царстве Света. Предстала она суду Божию, а Господь же сказал: «В чем застану, в том и сужу», вот застал ее Господь среди игралища, в одежде богини разврата, и пошла ее душа в мрачные затворы ада. Вот чем кончается служение миру!
+++

Есть предание про одного разбойника: он часто грабил и убивал, но по временам приходил в себя, каялся, исповедывал свои грехи пред священником. Господь все прощал ему. Однажды после исповеди этот человек встретил богача и начал смущаться помыслами. Враг внушал ему: «Убей в последний раз, овладеешь состоянием этого богача и тогда можешь спокойно жить и каяться». И вот разбойник послушался этих внушений, убил богача и взял его кошелек. После совершенного преступления он сел на берегу реки отдохнуть и сосчитать награбленные деньги, но вдруг видит: множество крестьян бегут ему навстречу. Смертельно испуганный разбойник подумал, что они бегут схватить его, что преступление обнаружено. Он вскочил и побежал в противоположную сторону, а в это самое время на него бросился бешеный волк, которого преследовали крестьяне, и умертвил его. Все прощал, все терпел Господь, но мера долготерпения исполнилась, и Господь покарал разбойника, вознерадевшего о своем спасении.

+++

Все образованные люди знают известного немецкого писателя Гете. Незадолго до смерти он дошел до такого безумия, что, поклоняясь языческому богу Зевсу, отвергал Христа и издевался над Ним. Правда, в его произведении «Фауст» добро торжествует над злом; быть может, потому что «Фауст» был написан в лучшую пору жизни Гете, когда он еще верил. Ужасна была кончина его. – «Света, света больше»! – кричал он в предсмертной агонии. Очевидно, вечный мрак уже начинал окутывать его душу, и вспомнил он о Присносущном Свете, да уже поздно. Как ни стараются почитатели Гете объяснить иначе последние его слова, но истина остается во всей своей силе.
+++

Страшна смерть неверов и кощунников, а их теперь так много! Писатель Спенсер характеризует многих людей так: «Люди – это деревяшки, а сердце их – рубль». Какая корысть от деревяшки и от рубля, а это выражение очень метко характеризует людей, погруженных только в мелкие земные интересы и вовсе не думающих об иных, высших идеалах. И, действительно, Господь поругаем не бывает, и закон возмездия остается в полной силе. Грешники наказываются не только в будущей, но и в этой еще жизни.

+++
В Житиях святых среди сонма примеров рассмотрим хотя один – из жития св. мученицы Агафии. Ее подвергают ужаснейшим пыткам, желая вынудить отречение от Христа, но мученица осталась непобедимой. Наконец, ее голова была усечена мечом, а мучитель, разграбив ее богатства, довольный собой, поехал в Рим к императору Декию, везя сокровища Агафии. Доехав до реки, поставили лошадей на паром. А одна из лошадей вдруг бросилась на мучителя, изгрызла ему лицо, а затем, взяв зубами за одежду, бросила в воду. Других же никого не тронула. Вот как этот мучитель, еще при жизни, подвергся казни Правосудия Божия. И вот во всем земная мудрость ничто в сравнении с мудростью небесной, хотя земные знания и бывают нам полезны в сей жизни, но они не ведут нас в Царство Света.