Это мудрый миссионерский ход


О напрасных смущениях по поводу признания Русской Церковью древних святых Запада …

9 марта 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в месяцеслов были включены имена пятнадцати великих святых Запада, живших до отпадения католиков в 1054 году. Среди этих подвижников – великий защитник святоотеческого Предания Викентий Леринский, просветитель Ирландии Патрикий (Патрик), Женевьева Парижская и другие.
Удивительно, но это прекрасное, духоносное решение нашего Синода, которое должно бы обрадовать каждого православного христианина (как обрадовала, несомненно, канонизация святителя Серафима (Соболева) в прошлом году), частью верующих было встречено «в штыки»: будто бы, на их взгляд, Синод пошёл на поводу у экуменистов и навязывает верующим «католических» святых, тем самым «по-иезуитски» готовя почву для «объединения» с западными еретиками. Тут же, с подачи светских СМИ, пошли толки о том, что теперь Россию, по примеру Ирландии, ждут разгульные празднования дня святого Патрика, в связи с чем почитание этого святого нам якобы не нужно. Кстати, это очень малодушный и слабый аргумент: разве можно представить, чтобы Церковь отказывалась почитать святого только из-за того, что его имя опошлено массовой культурой? В таком случае и святитель Николай, чей образ извращён «кока-кольным» Санта-Клаусом, недостоин нашего почитания.
Подобная критика, с неоправданным фокусом на одном только святом Патрике Ирландском, исходит в основном от «ревнителей не по разуму» (зилотов), склонных видеть почти в любом решении священноначалия явное или скрытое предательство веры. Хотя, скорее, уничижение веры (если вовсе не хула на Духа Святого) состоит как раз в том, чтобы, следуя гордыне и страстям, отвергать святость подлинных святых, каковыми были те пятнадцать подвижников, чьи имена внесены в месяцеслов.
Не вдаваясь в долгие рассуждения, отметим, на наш взгляд, ключевые доводы по рассматриваемому вопросу:
1. До отпадения западных христиан в ересь они составляли такую же полноправную часть Вселенской Православной Церкви, как и восточные Поместные Церкви, в связи с чем древнезападные святые – это, конечно, и наши святые.
2. В православном месяцеслове уже большое количество святых древнего Запада (гораздо больше пятнадцати), причём среди них есть даже папы римские, а также такие замечательные деятели, как священномученик Ириней Лионский (знаменитый обличитель ересей) и святитель Осий Кордубский (Кордовский) – сподвижник святого равноапостольного царя Константина. Присутствие имён древнезападных святых в православном месяцеслове – это абсолютно нормальный факт.
3. Древнезападные святые уже давно почитаются в православных общинах западных стран. Причём не какими-нибудь «модернистами-экуменистами», а подлинными столпами веры – например, святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским, автором известного доклада о необходимости почитания древнезападных святых.
Признавая древнезападных святых, мы не идём на поводу у католиков (которые давно по-своему «чтут» этих святых), а, наоборот, возвращаем собственное духовное наследие (ту самую древнюю подлинную Европу, которую любил Достоевский и называл «страной святых чудес») и воздаём подобающее почитание древним подвижникам веры, которого многие из них были лишены более тысячелетия из-за угасания православия в Европе (ведь почитание еретическими сообществами даже подлинных святых – ущербно, неполно). Отказ от этого наследия под видом якобы ревности о вере – это как раз и есть своеобразный модернизм.
Решение Священного Синода по своему характеру, конечно, православное. Оно стало следствием и того объективного факта, что Русская Православная Церковь давно переросла узкие национальные границы (к слову, приходы РПЦ есть примерно в 70 странах мира) и всё более укореняется за рубежом. Верные чада Церкви на Западе, такие как протоиерей Андрей Филлипс из Великобритании (кстати, крайне негативно относящийся к экуменизму), старательно возрождают память о древнезападных православных святых (см. материалы замечательного журнала «Православная Англия»). Признание святых древнего Запада – это мудрый миссионерский ход, позволяющий показать народам Европы их собственную аутентичную православную традицию.
Будем надеяться, что вслед за указанным решением Священного Синода последуют и новые, а наши смущающиеся братья и сёстры поймут, что ничего страшного в таких решениях нет.
Евгений Иванов, учёный, журналист, эксперт Аналитического центра святителя Василия Великого (stbasil.center)