ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ТЕБЕ ДОСАЖДАЮТ?

Что делать когда тебе досаждают?

«Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, — зачем и почему? В Писании этого нигде нет. Там напротив сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. — В десную ланиту на самом деле ударить неудобно; а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать, или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».
— «Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра.
— «Учись,- ответил Старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей».
— «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями».
Ответ Стар­ца: «Будь сама справедлива, и не обижай никого».

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, Старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — все дадут; добрых дел никто не даст».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность ка­кою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св. Апостола Иакова, правды Божия не соделывает. Чтобы не предаваться гневу и раздражительности, не должно торопиться».

Беседуя о зависти и памятозлобии, Старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им, и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и унижения».

Одна особа спросила: «Мне непонятно, Батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их». Старец много этому смеялся и сказал: «У тебя был маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что не так делал и говорил? Не старалась ли напротив как-нибудь покрывать его недостатки?»

«Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может; а где только по долгу, там он старается помешать тем или другим».

«Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утеше­ние».

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь: то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет».
«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться; потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою, и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посиль­ную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

«Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши».