ЦЕРКОВЬ И СЕКТЫ

«Несколько народных противосектантских курсов, проведенных мною, показали крайнюю необходимость особого катехизаторского общедоступного учебника, который раскрывал бы по возможности полное христианское мировоззрение, указывал бы, что спасительная христианская вера Божия – только одна, а ереси суть антихристовы погибельные измышления, а не христианство, давал бы удобное оружие для отражения сектантской лжи и отличался бы ясностью изложения. У нас есть много противосектантских книг, разбирающих отдельные положения нашего упования, отвергаемые сектантами; есть довольно бессистемные сборники текстов; есть катехизисы, или безразличные к православию, или хотя и хорошие, но очень краткие; есть, наконец, ученые сочинения, мало пригодные для народа. Народного же, православного, дающего христианское мировоззрение, катехизаторского учебника я не нашел, но зато твердо верю, что Господь чрез сорадующихся Истине людей поможет его иметь, если не в настоящем издании, то впоследствии»…

                                                                                                                      Из предисловия к книге Николая Юрьевича Варжанского (1). 
Хотя книга написана в 1910 году, но актуальна и сегодня. Она написана в виде вопросов и ответов. Ниже приведен отрывок диалога сектанта с православным:
Как называется истинная Церковь?

Православная Церковь Христова называется Церковью Вселенскою.
Что значит это название?
Оно означает то, что Православная Церковь Христова – одна во всей вселенной, для всего мира, и другой истинной Церкви нет и быть не может.
Как же и в Слове Божием (Гал. 1:2), и во всех книгах говорится о многих Церквах, напр., о Церквах: Иерусалимской, Антиохской, Константинопольской, Русской и т.д.?
Это говорится о церквах поместных или частных, которые составляют части единой Церкви Христовой Вселенской.
Требует ли Господь такого единства от всех?
Спаситель устроил одну Церковь и желает, чтобы в ней одной все спасались, и все едино были. Об этом Господь молился Отцу Небесному так: «Не о них же только (то есть не об Апостолах только) молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:20, 21).
Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами?
Нет, не препятствуют единству Вселенской Православной Церкви, так как не Христос Господь и не Апостолы святые создавали секты. Сердцеведец знал, что гордость человеческая воспрепятствует этому единству; Господь предвидел, что многие пренебрегут Его Святым обществом, т.е. Церковью Православною, и начнут создавать и устраивать свои общества, со своими, а не Христовыми порядками.
Какие же предсказания мы имеем о таких людях?
О них предсказывал Сам Господь и предостерегал от них верующих. «Берегитесь, – говорил Он, – чтобы кто не прельстил вас,ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф 24:4, 5).
«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф 24:23–25).
Иоан. 10:1–16;
Христос есть Глава Церкви Православной, «Пастыреначальник» стада Своего (1Петр. 5:1–6). Кто не в Церкви Православной, тот не в стаде Христовом, не Христова овечка.
Зачинщики новых религий уводят от Христа овец и увлекают их за собою и все ушедшие имеют своими пастухами не Христа, а гордых противников Церкви и самочинщиков. Ими управляет начальник противления – диавол и слуги его.
Смотрите, что делают противники Веры Христовой, Православной! (Ин. 10:10)
Еще определеннее говорит об этих зачинщиках новых вер и устроителях новых религиозных обществ Дух Святый через Апостолов:
Апостол Павел говорит Ефесским епископам: «я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:28–30).
«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17, 18).
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» (2Петр 2:1–3).
«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых» (2Кор 11:13).

Появились ли действительно эти люди, желающие завести свои религиозные общества?
Появилось их очень много (читай об этих древних сектантах 2 посл. Ап. Перта и посл. Ап. Иуды) еще во дни Апостолов, а после Апостолов еще больше увеличилось всяких гордых сектантов. Таковы Именей и Александр (1Тим 1:20; 2Тим 2:17, 18) Николаиты (Откр. 2:15). После этих появились гностики, смешавшие христианство с язычеством; маркиониты, отвергшие весь Ветхий Завет; ариане, не признававшие Господа Иисуса Христа Богом; несториане, говорившие, что Иисус родился простым человеком и только впоследствии в Нем поселился Христос Бог; монофизиты, признававшие во Христе одну только Божественную природу; монофелиты, признававшие во Христе только одну волю Божественную, а человеческую отрицавшие. Много и других сект было, а на смену их пришли новые секты, которые существуют и теперь, сманивают к себе православных, чтобы этим погубить их.

Известны ли эти секты у нас? (на 1910 г – прим. сост.)
Очень хорошо известны, и о каждой почти из них можно сказать, в каком веке какая появилась, кто выдумал ее и какие лжеучения она имеет. Таковы суть: латинство, лютеранство, англиканство, штудо-баптизм, пашковщина, адвентизм, толстовщина, хлыстовство, скопчество, беседничество, духоборство, молоканство и множество других.

Источник: Мученик Николай Варжанский. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис
Переиздано (с изменениями) с издания «Доброе исповедание», Почаев, 1910 г. Благословение Свято-Успенской Почаевской Лавры
Церковь и секты1) Варжанский Николай Юрьевич родился 25 ноября 1881 в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника Георгия Варжанского. В 1908 году Николай Юрьевич был назначен сначала на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии, а затем – московского епархиального миссионера.
С 1911 года, не оставляя миссионерской деятельности, он служил в канцелярии Святейшего Синода; кроме того, он преподавал в Московской Духовной семинарии. В 1912 и в 1914 годах он был награжден орденами Станислава и Анны 3-й степени. За десять лет неутомимых миссионерских трудов Николаем Юрьевичем было написано и издано около сорока книг и брошюр на темы, касающиеся борьбы с сектами.
Одним из выдающихся явлений просветительской деятельности того времени было издание написанной Николаем Юрьевичем книги «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис», вышедшей в 1910 году.
19 сентября 1918 г. (н.ст.) Н. Варжанский был расстрелян на Калитниковском кладбище, где и был похоронен. Сохранилась фотография с изображением креста на его могиле.