ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК КАК ОБЩЕСЛАВЯНСКАЯ ЦЕННОСТЬ


Разослать главам государств и правительств славянских стран, министрам образования и культуры РФ, в политсовет Единой России

По происхождению название «славяне» родственно словам «слава», «слово», «слух», «слыть» и т.п., поэтому, говоря об общеславянских проблемах, невозможно обойти вниманием языковую тематику. Характерно, что первым текстом славянской миссии Кирилла и Мефодия было пасхальное зачало Евангелия от Иоанна, которое начиналось со слов «В начале было Слово…» – Бог-Слово. Таким образом, вопросы языковой, религиозной и национальной идентичности славян оказались связанными воедино.
На протяжении последних веков в развитии национальных славянских языков всё более и более усиливаются признаки разобщения, а с недавнего времени даже неспециалисты отмечают во всех славянских языках нарастающий избыток неоправданных инокультурных заимствований. Для разрешения этой общеславянской проблемы необходимо объединить усилия и выработать единый подход.
Могущественной, объединяющей наши народы силой является церковнославянский язык. Возникнув в эпоху общеславянского языкового и канонического единства, он представляет собой реально существующий наднациональный языковой оплот славян, а потому в равной степени принадлежит южным, западным и восточным славянам и остается языком отцов для них всех. Церковнославянский язык объединяет славян физически (связь с предками во времени и связь между собой в пространстве) и метафизически – будучи языковым ядром славянской цивилизации. Примечательно, что этот язык связан не столько со сферой быта, права, торговли, промышленности, науки или искусства, но именно со святоотеческим наследием.
В силу известных общественно-политических событий церковнославянский язык был исключен из школы как учебный предмет и оказался под запретом как объект научного исследования. Это приводит к обеднению и искажению языковой картины мира славян, межславянскому разобщению и языковому отчуждению между предками и потомками. Церковнославянский язык, древний (от слова «древо» – «ствол, основа»), но при этом вечно цветущий и плодоносящий, был неправомерно объявлен мертвым. Если ствол объявить мертвым и попытаться избавиться от него, то что же удивляться, что ветви увядают?!
Предлагаем следующие меры для исправления создавшегося положения.
1. Наладить подготовку преподавателей церковнославянского языка для средней и младшей школы.
2. Вернуть церковнославянский язык и его историю, неразрывно связанную с историей самих славян, в ряд учебных предметов, где он находился со времен Кирилла и Мефодия вплоть до начала XX века.
3. Устранить пробелы в научном изучении церковно-славянского языка, стимулировать проведение лингвистических исследований и публикацию их результатов (словарей, грамматик).
4. Способствовать организации и проведению просветительских мероприятий и проектов, направленных на разъяснение духовной и культурной ценности церковнославянского языка, его роли как основы славянской национально-исторической идентичности и единства в современных условиях.
5. Согласовывать деятельность ученых, методистов и педагогов в виде международных форумов, СМИ и периодических изданий и монографий по вопросам церковнославянского языка в целом и его особенностей на разных славянских землях.
6. Создать общеславянский научно-методический центр для решения проблем преподавания и распространения церковнославянского языка в современном мире.
7. Подготовить и издать обучающие комплексы по предмету «Церковнославянский язык» для вузов и школ с учетом особенностей современных славянских языков.