Учитель Сталина причислен к лику святых Украинской Церковью

Синод УПЦ МП включил в состав Собора Балтских святых члена Русского Собрания святителя Антония (Абашидзе) …

Как сообщалось, 26 июля в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви.
Синод учредил новые дни празднования Соборов местночтимых святых. Был установлен день празднования Собора святых земли Житомирской — 23 августа / 5 сентября (старый /новый стиль), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. В состав Собора святых земли Житомирской включен в том числе святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец. Напомним, святитель Серафим был канонизирован Русской Православной Церковью 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя.
Иерархи также установили день празднования Собора Балтских святых — 9/22 ноября (старый / новый стиль). В состав Собора Балтских святых включен в том числе учитель советского вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, член «Русского Собрания» святитель схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Святитель причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии 22 апреля 2012 года.
Святитель Антоний (в миру князь Давид Ильич Абашидзе), архиепископ Таврический и Симферопольский (1.10.1867—19.10[1.11].1942 (по др. данным дек. 1943 или дек. 1944), церковный и общественный деятель, почетный председатель Таврического отдела Русского Собрания (РС), принадлежал к старинному и знатному грузинскому роду. По отцу он происходил из князей Абашидзе, по материнской линии был в родстве с другим знаменитым княжеским семейством — Багратуни, из которого вышел герой Отечественной войны 1812 года генерал Багратион.
Родился будущий светильник Церкви схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 14 октября 1867 года в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии в имении своих родителей. По окончании Тифлисской гимназии поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1891 г. с отличием. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но вместо этого князь Давид неожиданно для близких уехал в Киев и там, сдав «поверочный экзамен», поступил на I курс Киевской духовной академии.
В 1892 (на первом курсе) принял постриг. Окончил академию (1896) со степенью кандидата богословия и рукоположен во иеромонаха. 16 августа 1896 года назначен преподавателем Священного Писания Тифлисской Духовной семинарии (здесь познакомился и сблизился с семинаристом Иосифом Джугашвили, будущим лидером СССР И.В.Сталиным, которого безуспешно пытался удержать от участия в революционной деятельности. В мае 1899 года Иосифа отчислили из семинарии «за неявку на экзамены по неизвестной причине»), с 1897 года инспектор Кутаисской ДС, с 1898 инспектор Тифлисской ДС.
В 1900 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Миссионерской ДС в с. Ардонское близ Владикавказа. 23 апреля 1902 года хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинского экзархата. С 4 ноября 1903 года епископ Гурийско-Мингрельский, с 16 апреля 1905 года – епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 20 января 1906 года епископ Туркестанский и Ташкентский, с 25 июня 1912 года епископ Таврический и Симферопольский.
С началом Первой мировой войны стал рядовым священнослужителем Черноморской эскадры, за боевые заслуги награжден панагией на Георгиевской ленте. Тем не менее, в 1915 г. в кадетской и октябристской печати против него была развязана кампания по обвинению в германофильстве и защите немецкого засилья в России. В защиту своего архиерея выступили священнослужители епархии. Прот. Н.Бортовский (принявший впоследствии мученическую кончину) выпустил брошюру, в которой доказал всю лживость нападок со стороны «левых патриотов» на святителя.
В 1915 году возведен в сан архиепископа. Святитель пользовался авторитетом у правых. Он благословил Совещание Нижегородское (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26–29 ноября 1915 г.), прислав в адрес Совещания проникновенную телеграмму, в которой исповедал свои монархические и патриотические убеждения: «Смиренно молю Господа объединить всех правых в единую крепкую Царскую рать для защиты спасительных праотеческих устоев русской государственной жизни, для вразумления и рассеяния обольщенных и заблуждающихся, ищущих пользы в иноземных порядках и рабского, жадного подражания им, для уничтожения богопротивной крамолы и всех аггелов этого адского измышления. 
 
Свидетельствую Вам нашу неизменную любовь и всегдашнюю готовность до смерти стоять у стяга русского. Сладостно умереть за Веру, Царя и Отечество». 
Избран почетным председателем Таврического отдела Русского Собрания, учрежденного в Симферополе в конце 1915 – начале 1916 года. В конце 1916 года Н.Н.Тиханович-Савицкий предлагал включить святителя в состав общемонархического Совета, который планировалось избрать на Всероссийском Съезде Русских Людей в 1917 году.
После получения известия об отречении Государя святитель выпустил обращение к православным прихожанам и приходским советам Таврической епархии, в котором призывал свою паству не предаваться унынию и хранить Веру: «Будем же беречь это драгоценное наше сокровище, нашу Православную Христову Веру, ибо и ныне она победит всех врагов, разрушит все козни и выведет нашу многострадальную Родину в новую жизнь, как это неоднократно прежде бывало в истории нашего Отечества». Выступал против превращения религии в частное дело, против отделения Церкви от государства и школы. В 1917–1918 г.г. участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на Соборе был избран председателем отдела по устройству православной церкви в Закавказье в связи с автокефалией Грузинской Церкви, член отделов: о богослужении и храмах, о монастырях и монашестве. После взятия штурмом красногвардейцами Московского Кремля заявил: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами». Участвовал в делегации Собора, которая посетила Московский Военно-революционный комитет и ходатайствовала о смягчении участи борцов против советской власти в Москве.
В 1918 году оказался на юге России, где в мае 1919 г. участвовал в организации в Ставрополе Юго-Восточного Церковного Собора, который приветствовал генерала А.И.Деникина и учредил Временное Высшее Церковное Управление юго-востока России (ВВЦУ). При бароне Н.Н.Врангеле был председателем ВВЦУ. Призывал прекратить братоубийственную войну, в одном из посланий ВВЦУ к «православному русскому народу», говорилось: «Многими тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного лихолетия и смуты: бунт и измена, пролитие крови и братоубийство, безбожие и осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение, блуд и растление, празднолюбие и празднословие… Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы, и возвеличит Господь избранников Своих, исцелит их и умирит».
Несмотря на уговоры, не захотел покинуть пределы России вместе с уходившими белыми войсками, митрополит Антоний (Храповицкий) назвал его решение «самоубийством». Был арестован в архиерейском доме в Симферополе и приговорен к расстрелу «за контрреволюционную деятельность, участие в вооруженной борьбе против Республики». Приговор направили на утверждение бывшему ученику святителя И.В.Сталину, и тот заменил казнь тюремным заключением. В тюрьме владыка томился около двух лет, потерял зрение. Ослепшего архипастыря выпустили на свободу в 1924 году. Два года скитался, добрался до Киево-Печерской Лавры, где после многодневной молитвы у гробниц преподобных отцов Печерских свершилось чудо: Господь частично вернул ему зрение.
В 1926 году принял схиму с именем Антоний в честь основателя русского монашества и начал подвизаться в затворе в Китаевой пустыни. В это время его духовным сыном стал живший в соседней келье архимандрит Ермоген (Голубев), будущий архиепископ Калужский, исповедник, младший брат В.С.Голубева. С 1930 года после закрытия Лавры святитель-схимник был вынужден вернуться в мир, жил в Киеве, скитаясь по домам верующих. Во время немецкой оккупации Киева вновь поселился с иноками в пещерах Лавры, возобновив молитвенную жизнь обители.
Скончался в Лавре, о дате его кончины сведения разнятся, погребен у входа в Ближние пещеры. В Киеве его почитают как преподобного подвижника, молитвенника и прозорливого старца, есть сведения об исцелениях по его молитвам.
В октябре 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения святителя.