УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ БОГУ МОЛИТВЫ

Если хочешь, чтобы молитва твоя была угодна Богу, то научись прежде, как ее совершать. Премудрый говорит: прежде даже не помолишися, уготови себе (Сир. 18:23). Это значит: сначала отложи всякое житейское попечение, отсеки все суетные помыслы, потом весь ум свой обрати к Богу, предстань Ему со страхом, благоговейно, как предстоишь ты земному царю, потом молись со вниманием, как учит Давид: пойте Богу нашему, пойте разумно (Пс. 46:7, 8), то есть внимайте и разумейте, что читаете и поете в молитве. Что пользы в той молитве, которая творится без внимания и без смысла? На устах молитва, а на уме грешные помыслы; язык молится, а сердце оскорбляет Того, Кому молится; уста чтут Бога, а сердце далеко отстоит от Него. Может ли быть приятна Богу такая молитва? Услышит ли ее Господь? „Как ты хочешь, чтобы тебя слышал Господь, когда ты сам себя не слышишь?»- говорит св. Киприан. „Ты желаешь, чтобы Бог вспомянул о тебе, когда ты молишься, а между тем сам не помнишь, что делаешь!» Молитва без внимания то же, что кадило без огня и фимиама, что лампада без масла, что тело без души. Это – оскорбление, а не угождение Христу Богу нашему, ибо не слова, из уст исходящие, умоляют Его, а ум, устремленный к Нему,– не голос гортани нашей входит в уста Господа, но воздыхание сердца сокрушенного.

Затем, если хочешь посылать Богу угодную молитву, то возсылай ее с верою и надеждою несомненно, как учит св. ап. Иаков: да просит же верою, ничто же сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому; да не мнит он, яко приимет что от Бога (Иак. 1:6, 7). А св. Феофилакт говорит: „если человек не верит, что получит просимое от Бога на пользу, то напрасно и молится». И Лествичник говорит, что без веры молитва не может возлететь на небо.

Незлобие и милость, прощение согрешившему брату и подаяние просящему – вот два крыла молитвы. Если хочешь чего-либо просить у Бога, то прежде сам не откажи просящему у тебя. Если ищешь прощения у Христа, то прежде сам прости брату опечалившему тебя. И евангелие заповедует прежде примириться с братом, а потом уже приносить Богу дар с молитвою.

При молитве нужен и пост, нужно терпение, труды, умерщвление греховных пожеланий. Но нужнее всего – чистая совесть. Аще сердце наше, то есть совесть, не зазрит нам,– говорит возлюбленный ученик Христов,– дерзновение имамы к Богу, и Его же аще просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем (1 Иоан. 3:21, 22). Чистое сердце, незазорная совесть – вот признак богоугодной молитвы; очистим совесть нашу истинным покаянием, будем исполнять заповеди Господни – и Господь услышит наши молитвы. Почему иногда не слушает Он молитвы грешных людей? Да потому, что эти люди сами не слушают Его повелений. Так и премудрый Соломон говорит: уклоняяй ухо свое непослушати закона Господня, сам молитву свою омерзил (Прит. 28:9). Как Богу слышать молитву грешника, когда грешник и день и ночь тяжко Его оскорбляет! Проси же себе каждый дара молитвы у Самого Бога, дающего молитву молящемуся: ибо мы даже и не знаем сами, как и о чем нам подобает молиться, если Сам Он не наставит нас Духом Своим Святым. (Из твор. свят. Димитрия ростовского; сн. 129 № „Тр. лист.»).
Источник: Духовные посевы. Краткий сборник. Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. Протоиерей Григорий Дьяченко. 1995 г.