«ТЫ НОСИШЬ ИМЯ, БУДТО ЖИВ, НО ТЫ МЕРТВ»
Святоотеческие слова лишь о внешнем благочестии
Преподобный Никодим Святогорец:
Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: «Отдай мне сегодня, а Богу отдашь завтра». Нет, все часы жизни проводи так, чтобы это было благоугодно Богу.
Содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту этого часа ты должен будешь дать самый подробный отчет.
Помни, что нет цены этому времени, которое в твоих руках.
Считай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих дурных склонностей и пожеланий.
Преподобный Ефрем Сирин:
Не утрать нелицемерного благоговения… которое состоит в том, чтобы удерживаться «от всякого рода зла» (1Фес.5:22).
Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, а именно: тщеславия и гордыни.
Не стыдись хранить благоговение в смиренном сердце, потому что развращающие тебя не принесут тебе пользы в день нужды.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Рожденные для такой (вечной) радости, если презрят ее и проведут неблагоговейную жизнь во тьме и неведении Бога, по воскресении будут претерпевать двоякое мучение: поминая и то, что были рождены для неизглаголанной радости, и что презрели ее по легкомыслию и потеряли по своей вине.
Святитель Тихон Задонский:
Молитва без благоговения безполезна.
Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь, все видит, и что ни говоришь, все слышит.
Старайся всегда видеть Его верою перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему, и осторожность в словах, делах и мыслях — как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого.
Горе тем, которые перед лицом Божиим безчинствуют и величия Его не почитают.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Дела Божии должны… быть изучаемы и рассматриваемы с величайшим благоговением и вниманием; иначе ни рассмотреть, ни познать их человек не может.
Ощущение присутствия Божия наводит на душу спасительный страх, вводит в нее чувство благоговения, а воображение Господа и Святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе.
В Церкви Божией должно сохранять всевозможные благоговение и порядок как для славы Божией, так и для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается.
Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.