Султан Саладин перед

Благодатным Огнем

Ο σουλτάνος Σαλαντίν ενώπιον του Αγίου Φωτός (1192 μ.Χ.)

 

α. Хроника английского крестоносца Ричарда

Хроника Ричарда (ITINERARIUM PEREGRINORUM RICARDI)[1] состоит в общей сложности из шести книг и до нашего времени сохранено девять рукописей. Немецкий профессор Ханс Mайер (HANS MAYER) высказал мнение о том, что начальная часть хроники Ричарда была записана неизвестным английским военным священником, который принял участие в III Крестовом походе и во многих из событий, которые он описал, он пережил сам. Что касается церемонии Великой Субботы 1192 года, то английский хронограф об этом сообщает следующее:

«Накануне Пасхи, Саладин[2], в сопровождении своей свиты, пришел к почтенному Гробу Господню в Иерусалиме.[3] Он пошел туда, чтобы раскрыть правду о небесном огне,  который постоянно нисходит божественной силой в тот день каждый год и зажигает лампаду. В течение некоторого времени Саладин и другие турки внимательно наблюдали за проявлением благоговения многих порабощенных христиан, поскольку они со слезами просили  о милости Божией. Внезапно перед их глазами сошел Божественный Огонь и зажег лампаду. Она сразу же начала гореть сияя.  Когда все присутствующие увидели это, то были весьма потрясены.

Христиане радовались и прославляли величие Бога громким голосом, в то время как мусульмане, удивленные таким столь явным чудом, отрицали его, что противоречило им, и утверждали, что огонь это хитрый изобретенный обман, чтобы их ввести в заблуждение. Желая удостовериться в этом вопросе, Саладин приказал погасить лампаду, которая зажглась божественной силой. Но когда он ее погасил, она немедленно зажглась вновь при божественном вмешательстве. Неверный приказал, чтобы погасить (лампаду) второй раз, а она и вновь во второй раз зажглась. Он ее погасил в третий раз, и она в третий раз зажглась.

О великая божественная сила! Что может противостоять непобедимому? Никакие советы не могут быть использованы против Господа. Никто не может противостоять Его воле. Султан был поражен и прискорбно тронут из-за зрения этого чуда и веры и преданности христиан. Вдохновленный пророческим духом, он твердо заявил: «Без сомнения, или вскоре я лишусь своей жизни, или я потеряю из собственности город». Предзнаменование не обмануло, потому что Саладин умер во время следующей Четыредесятницы (великого поста)».[4]

гробница Саладина в Дамаске

Детали, с которыми описывает чудо Ричард, впечатляют. Прежде чем оценивать эту историю, рассмотрим свидетельство француза Амвросия об этом же событии.

ΒΙΒΛΙΟΓΡΑΦΙΑ. ΧΑΡΗΣ Κ. ΣΚΑΡΛΑΚΙΔΗΣ. ΑΓΙΟΝ ΦΩΣ . ΤΟ ΘΑΥΜΑ ΤΟΥ ΦΩΤΟΣ ΤΗΣ ΑΝΑΣΤΑΣΕΩΣ ΣΤΟΝ ΤΑΦΟ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ.  (Харис К. Скарлакидис. Святой Свет. Чудо Огня Воскресения на Гробе Христовом)

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

 


[1][1] Полное название этого труда  — Itinerarum Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi, это хроника описывающая Третий Крестовый поход  1189-1192гг. первая ее часть сосредотачивается на описании войн с Саладином , его завоеваний и ранней стадии крестового похода, с пространным описанием военной экспедиции императора Фридриха Барбароссы.  Формально эта хроника приписывается Geoffrey de Vinsauf, и она считается первой рукописной хроникой. На самом деле, она была составлена и завершена, как считают некоторые историки,  в 1220г. Richard de Templo, каноником  храма  Святой Троицы в Лондоне

[2] Саладин – Салах ад-Дин Юсуф (1138-1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите, город армянских курдов. Получил образование в Дамаске, в одном из крупнейших центров уже мусульманской культуры. Его карьера может быть разделена на 3 периода – завоевание Египта (1164-1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174-1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие компании против крестоносцев (1187-1192). Благодаря его уму, таланту полководца, ему удалось объединить раздробленный мусульманский мир. Он был предан Исламу и был по жизни строгим мусульманином. Еще важный момент из его жизни и из жизни Иерусалима. После захвата Иерусалима крестоносцами и образования Иерусалимского королевства, крестоносцы сильно притесняли православных христиан. Были моменты, когда они полностью изгоняли греческого православного патриарха, не давали совершать служб на Гробе Господне. При этом исторические хроники фиксируют факт того, что крестоносцам-католикам Благодатный Огонь не сходит ни разу. Он сходил только греческим православным христианам. Впервые Православный патриарх возвращается из изгнания в Иерусалим после его завоевания Саладином.

[3] 4 июля в битве при Хаттине Саладин нанес сокрушительный удар объединенной армии крестоносцев. Во время этой битвы погибли король иерусалимский Балдуин IV, великий магистр ордена тамплиеров Рейнальд Шатильонский и др. Последнего Саладин казнил собственноручно. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим, а 2 октября Священный Город пал. «Вступив в Иерусалим, Саладин велел сбросить с церквей кресты, разбить колокола и окропить мечети розовой водой или обкурить ладаном. Один арабский историк писал: «Читались манифесты, в которых султан объявлял о счастливом событии, звучали трубы, и все глаза наполнялись слезами радости, все сердца благодарили Аллаха за победу, все уста славословили его».

 

»

[4] Саладин скончался 4 марта 1993г.