СМИРЕНИЕМ ПОБЕЖДАЙ ВРАЖДУ

Смирением побеждай вражду1. Иаков, желая умиротворить своего гордого брата Исава и примириться с ним, сначала послал ему пред собою дары, потом, увидев его, еще издали семь раз смиренно поклонился ему, а к семи присовокупил и слово любви: «Я увидел лице твое, как будто лице Божие». Так из зверя сделал он агнца. Отсюда каждый может научиться, как умиротворять гневающихся, укрощать жестоких, примирять враждующих, делать любящими друзьями людей, не имеющих любви. Хочешь ли своего врага сделать себе другом? Будь кроток, смирен, оказывай ему любовь, не воздавай зла на зло, досаждения за досаждение, потому что огнем огня не погасишь, злом зла не победишь, враждою вражды не уничтожишь, а только еще больше раздражишь; кротостью же, любовью и смирением легко преодолеешь всякую неприязнь. Справедливо говорит Священное Писание: «Гнев губит и разумныя: ответ оке смирен отвращает ярость: а слово жестоко воздвизает гневы» (Притч. 15; 1). Вот что пишет в «Луге духовном» святейший Софроний, патриарх Иерусалимский: «Два епископа, находившиеся в весьма близком расстоянии один от другого, некогда поссорились между собою. Один из них был богат, а другой очень беден. Богатый изыскивал случая нанести зло другому. Но бедный, услышав о сем (зная, что хочет делать), сказал своему клиру: «Мы победим благодатию Христовою». Клир отвечал ему: «Кто может, владыко, устоять против него?» — «Подождите и увидите», — сказал он им. Епископ дожидался времени. Когда его товарищ совершал торжество в честь святых мучеников, то он взял свой клир и говорит: «Идите за мною, и мы победим». Клирики же говорили про себя: «Что хочет он делать?» — Он приходит к тому епископу, и когда сей шел со всем народом, то он, приблизившись к нему, пал к ногам его вместе с своим клиром и говорил: «Прости нас, владыко, мы рабы твои». Тот, пораженный сим поступком, с сокрушенным духом (потому что Бог изменил его сердце) сам объемлет его ноги и говорит: «Ты мой владыка и отец!» — И с того времени между ними была великая любовь. Епископ же сказал клиру своему: «Не говорил ли я вам, что мы победим благодатию Божиею? И вы, когда имеете вражду между собою, делайте то же друг с другом и победите» («Луг духовный», гл. 208).

   Из этого повествования видно, как смиренное слово и покорность уничтожают гнев, побеждают вражду, примиряют и из врага делают друга. Напротив, слово грубое возбуждает гнев. Вот что рассказывается в житии Макария Египетского: «В одно время, когда преподобный шел из скита в гору Нитрийскую и уже был недалеко, он сказал ученику своему: «Ступай впереди меня». Ученик пошел и на пути встретил идольского жреца, который шел поспешно, неся на плечах большое бревно. Увидев его, брат закричал ему: «Слышишь, демон! Куда ты идешь?» — Жрец бросился на него, избил его до того, что оставил еле жива, и, взяв свое бревно, побежал. Спустя немного встретил его авва Макарий и сказал ему приветливо: «Спасайся, трудолюбче, спасайся!» Идолопоклонник удивился и сказал старцу: «Что ты видишь во мне доброго, что так приветствуешь меня?» — «Я вижу, что ты трудишься»,— отвечал старец. Тогда жрец сказал: «Отче! я умилился от твоих слов, я вижу, что ты человек Божий, и вот сейчас другой монах встретил меня и досадил мне, и я избил его до смерти». — И припал жрец к ногам святого старца, взывая: «Я не отстану от тебя, пока не сделаешь меня христианином и монахом». И он пошел со святым Макарием. На пути они подняли избитого брата и отнесли в церковь, находящуюся в горе Нитрийской. Удивились обитавшие там святые отцы, увидев с преподобным Макарием идольского жреца, они сподобили его святого Крещения и сделали монахом, а по его примеру и много других язычников уверовало во Христа. И говорил авва Макарий: «Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми».
(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

2. Авва Сергий, настоятель монастыря аввы Константина, рассказывал следующее: «В одно время, путешествуя с некоторым святым старцем, мы ошиблись дорогой и по неведению, против желания, очутились на засеянном поле, и нехотя потоптали несколько засеянного поля. Когда увидел это земледелец, то начал произносить на нас проклятие с гневом и кричал: «Монахи ли вы? боитесь ли вы Бога? Если бы вы имели пред глазами страх Божий, конечно, не сделали бы того». Тогда святой старец сказал нам: «Ради Господа, никто ему не отвечай». И, обратись к нему, сказал: «Справедливо ты говоришь, сын мой! Ибо если бы мы имели страх Божий, то не сделали бы так». Он опять с яростью поносил нас. И святой старец опять сказал ему: «Справедливо продолжаешь, сын! ибо если бы мы были монахи, не сделали бы сего. Но ради Господа, прости нас, мы согрешили!» Изумясь такому смирению старца, он подошел и, пав к ногам старца, говорил: «Согрешил я, прости меня, ради Господа, возьмите меня с собою». Блаженный Сергий присовокупил, что поселянин последовал за ними, пришел и принял иноческий образ» (глава 215).
(Из книги «Луг духовный»)

3.
—Благодеяния записывай на меди, а обиды — на воде (святой Исидор Пелусиот).
— С одним только повелено нам быть во вражде — с диаволом, с ним никогда не примиряйся (Златоуст).
— Кто памятозлобствует на диавола, тот не злопамятен на людей; но тот с диаволом заключает мир, кто памятозлобствует на брата (святой Нил Синайский).
— С людьми мирись, а с грехами бранись. Не прощай себе ничего, а другим все прощай. Кто хочет с должника своего взыскать строго, пусть помыслит, что и он должник у Бога. — Отпусти ближнему твоему сто пенязей, чтобы тебе Господь отпустил тьму талантов (святой Тихон Задонский).
— Молитва злопамятного — сеяние на камне (святой Исаак Сирин).
— Ни поста, ни праздника не может быть там, где вражда и злоба. Самое действительное средство против обиды — перенести ее. Пребывай овцой и победишь волков. Видя твое смирение, и враг смирится. Смирением можно научить и других смирению; гордостью нельзя смирить гордых (святитель Филарет, митрополит Московский).
— Не плати ругательствами тем, которые ругаются над тобою. Грубость и брань в ответ на грубость только раздражают грубого (Филарет, архиепископ Черниговский).
— Как огонь тушат не огнем, а водой, так зло побеждается не злом, а добром, не ненавистью, а любовью. Отнимите у огня пищу, он погаснет. Отнимите у враждующего все новые поводы к вражде, и прежняя вражда его мало-помалу ослабеет, прекратится, забудется. Зло никаким образом не истребляет зла, а потому, если кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло (авва Пимен).
— Люби мстить благодеяниями, то есть за зло платить добром, за клятву и проклятие, за злословие и клевету — благословением, благожеланием и добрыми о врагах отзывами. Худые слова всего лучше опровергать хорошими делами (святитель Филарет, митрополит Московский).
— Хотите ли избежать врагов? Любите вашего врага. Такова сила любви (блаженный Августин).
— Один из святых Отцев вразумляет так утишать гнев ближнего: «Если узнаешь, что на тебя гневается брат твой, то пошли ему какой-либо дар». Простивши врагу, ты можешь сделать его другом своим. Молиться надо и за врагов, они большей частью сами не ведят, что творят, да они даже благодетели наши: нападками своими укрепляют нас в добродетели, смиряют дух наш на земли, а на небеси соплетают нам венцы райские (схимонах Феофил).
— Давид большую одержал победу, пощадив Саула, нежели тогда, когда низложил Голиафа (Златоуст).
— Нет в мире ничего достойнее удивления, как любовь ко врагам (блаженный Августин).
(Из «Цветника духовного»)