СВЯЩЕННАЯ ПИРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛИЯ: ВРАЧЕВАНИЕ ДУХОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ УГЛУБЛЕНИЕ ЗИЯЮЩЕЙ РАНЫ?

Священная Пирейская митрополия

 

Украинская автокефалия: врачевание духовной проблемы

или углубление зияющей раны?

Αυτοκέφαλο Ουκρανίας: θεραπεία πνευματικού προβλήματος

ή περαιτέρω άνοιγμα της πληγής;

 

Четверг, 14 февраля 2019 г.

Мало нам было огромной раны, которую нанес Православной Церкви «собор», состоявшийся на Крите в 2016 г., путём узаконивания (вместо осуждения) экуменизма. Как известно, это повлекло за собой ужасающие последствия для кафолического единства Церкви по причине создания новых расколов и разделений. И вот, два года спустя, как гром среди ясного неба, возникла еще одна огромная проблема всеправославного значения: предоставление автокефалии Украине, которое дало повод для создания нового великого раскола с неисчислимыми последствиями для единства православного мира.

Эта проблема развивалась совершенно ошеломительно, и, к сожалению, раскол не только не был уврачёван, но углубляется все больше и больше.

Противоречащее священным канонам экклезиологическое отделение Украинской Церкви от Московского Патриархата, с которым она была связана прочными церковными узами на протяжении веков, из-за односторонних действий Вселенского Патриархата, с математической точностью привело к вполне ожидаемым последствиям. Многие Поместные Церкви (Русская, Антиохийская, Сербская, Польская Церковь и др.) признали произошедшие события настоящим церковным «переворотом», а остальные пребывают в бездействии и нерешительности.

Тот факт, что ни одна Поместная Церковь не согласилась отправить на Украину официальную делегацию на интронизацию нового «предстоятеля» Епифания, говорит о многом и на практике показывает, что (по крайней мере, на данный момент) ни одна Поместная Церковь не согласна признать нового «предстоятеля».

Святая Гора Афон подавляющим большинством голосов (15 из двадцати) отказалась направить делегацию на интронизацию.

Каноническая Украинская Православная Церковь под омофором митрополита Онуфрия, которая, по нашим данным, представляет 80% верующих Украины с 90 каноническими епископами, 12 500 приходами, 5000 монахами и миллионами верующих,[1] отказалась участвовать в так называемом «Объединительном соборе», который проходил в декабре прошлого года (15.12.2018), чтобы избрать нового «предстоятеля».

Между тем, гонение, начатое государственным аппаратом против канонической Церкви с насильственным захватом храмов, монастырей и т. д., является беспрецедентным и имеет тенденцию перерасти в гражданскую войну. Тем не менее, верующие канонической Церкви, несмотря на давление и насилие, применяемые против них, остаются непреклонными и продолжают мужественно отстаивать свои справедливые требования.

Недавно на веб-сайте «Ромфея» (www.romfea.gr) была опубликована статья Преосвященнейшего Андрея Нанакиса, митрополита Аркалахорийского (о. Крит), профессора Фессалоникийского университета им. Аристотеля, связанная с украинским вопросом, под названием: «Украинская автокефалия: врачевание духовной проблемы».[2]

Мы внимательно изучили статью и обнаружили, что в ней, по понятным причинам, искажается реальное положение дел.

Совершенно очевидно стремление автора статьи не просто сокрыть, но и оправдать действия Вселенской Патриархии, с одной стороны, чрезмерно упрощая эту церковную проблему, а, с другой стороны, — умалчивая о её существенных аспектах.

По сути дела, он повторяет повсеместно распространяемые аргументы о якобы произошедшем «уврачевании» украинского раскола. Но, на самом деле, он только затемняет ситуацию.

По-видимому, для того, чтобы убедить читателей, будто излагаемая им точка зрения во всем согласуется со святоотеческим учением, он цитирует слова новопрославленного святого и исповедника Православия Иустина Поповича: «Человеческая личность на всех ступенях [преодоления] греха является, по сути, теоцентричной и христоцентричной, и свой смысл, свою полноту она обретает в соединении с Богочеловеком, Спасителем Иисусом Христом».

Очень правильно и достойно всякого внимания то, что пишет св. Иустин Попович, которого мы особенно почитаем, потому что он является нашим учителем и руководителем в борьбе с экуменизмом, ставшей делом всей его жизни. Но автор статьи ничего не говорит нам о том, что сказал бы святой по поводу украинского раскола, если бы он жил в наши дни.

Неужели св. Иустин мог бы согласиться с предоставлением автокефалии, зная о том, что подавляющее число духовенства и народа её не желает? Разве согласился бы св. Иустин, чтобы автокефалия была предоставлена таким образом, и чтобы за ней последовали процессы, имеющие место сегодня?

Настаивал бы св. Иустин на том, чтобы был уничтожен канонический строй Православной Церкви ради нераскаявшихся раскольников, которые нанесли огромный ущерб Поместной Церкви?

Неужели св. Иустин не признал бы тот факт, что в данном случае не действует так называемая «апелляция» к совершенно другому Патриаршему Собору, за исключением Вселенского Собора, а, следовательно, предоставление автокефалии таким образом является вторжением на каноническую территорию Русской Православной Церкви?

Неужели бы он не признал, что во всех «Календарях» или «Ежегодниках», издаваемых каждый год вплоть до 2018 г., в том числе и самим Вселенским Патриархатом, указано, что Украинская Церковь канонически подчиняется Русской Церкви? Что с XVII в. и далее все «Синтагматионы», в которых перечисляются канонические юрисдикции престолов, не упоминают Украину среди подчиняющихся Вселенскому Патриархату церковных епархий? Что все Патриархаты и автокефальные Поместные Церкви считают единственным каноническим митрополитом Киевским владыку Онуфрия, который подчиняется юрисдикции Русской Православной Церкви? Мы не думаем, что св. Иустин утверждал бы обратное.

Конечно, высказывание св. Иустина о том, что «человеческая личность на всех ступенях [преодоления] греха является по сути теоцентричной и христоцентричной…», является истинным.

Мы уверены в том, что, если бы св. Иустин жил в наше время, то он не адресовал бы вышеуказанное изречение нераскаянным раскольникам, которые не приняли решение Русской Православной Церкви и, хуже того, будучи извергнутыми из сана и отлучёнными от Церкви, продолжали почти в течение трёх десятилетий самочинно «рукополагать» «епископов» и «клириков». Как известно, хиротония многих инициаторов раскола 1991 г. была недействительной (прежде всего, это касается Макария Малетича), равно как и «епископов», и «иереев» из его раскольнической группировки. Однако все они были признаны каноническими клириками лишь одним бюрократическим решением Патриарха, без канонических рукоположений!

Далее он продолжает: «Иногда искушение тщеславием и честолюбивые устремления одного человека или группы лиц, иногда уверенность в своей самодостаточности и духовном совершенстве, а порой — сотрудничество с вождями и властями мира сего приводят Церковь и епископов к таким политическим намерениям и умышленным действиям, в результате которых епископы, с которыми они ранее сослужили и подписывали общие заявления о даровании автокефалии Украинской Церкви, в данном случае архиереи, извергаются из сана и отлучаются от Церкви. При этом, их обвиняют в канонических преступлениях, о которых раньше и не вспоминали».

К сожалению, автор статьи говорит не совсем ясно и не объясняет, кого он имеет в виду. Однако совершенно очевидно, где именно наблюдалось «искушение тщеславием и честолюбивые устремления одного человека или группы лиц» с целью создания раскола на Украине.

Никто иной как раскольник Филарет выступил под девизом «автокефалии», когда ему не удалось стать Патриархом Московским! То же самое касается и другого раскольника — Макария, который создал свою собственную «церковь», чтобы стать «предстоятелем новой украинской церкви». А ведь он был «рукоположен» низложенным дьяконом и саморукоположенным лжепатриархом!

Автор утверждает, что «сотрудничество с вождями и властями мира сего приводят Церковь и епископов к таким политическим намерениям и умышленным действиям», видимо, намекая на то, что епископы канонической Православной Церкви сотрудничают с российскими властями. Но при этом он умалчивает тот факт, что, к сожалению, и Вселенская Патриархия движется в ногу с правителями и политическими силами мира сего.

Сегодня всем известно, что представители Запада содействовали реабилитации киевских раскольников и ратовали за предоставление автокефалии «новой церкви». Все знают, что Вселенская Патриархия используется как инструмент для продвижения геополитических интересов и намерений Запада (США, Европейского Союза, НАТО), как мы показали в нашем недавнем заявлении (см. обращение к Священному Синоду Элладской Церкви в отношении украинского вопроса от 21.01.2019).[3]

Все знают, что автокефалия была дана для того, чтобы отделить и в церковном отношении Украину от сферы влияния России, чтобы упразднить всякую попытку создания крепкого союза православных государств в Восточной Европе, возглавляемого Россией.

Высокопреосвященнейший митрополит Волоколамский Иларион (Московский патриархат) откровенно сообщает: «Поспешное узаконение украинских неканонических раскольнических организаций обязано политическим причинам, которые украинские власти не скрывают. Мы уже видим первые горькие плоды этой политизации церковной жизни» (www.romfea.gr).

Об этом важнейшем аспекте украинского вопроса автор статьи умалчивает по вполне понятным причинам.

Далее он пишет: «О, если бы мы в вышеуказанных случаях, войдя во внутреннюю клеть своей души, исповедовали очистительную истину и признали, каким искушением является эта душевредная ситуация в Церкви, которая нарушает единство и мир церковный, раздирая нешвенный хитон Господа нашего… Единство и мир в историческом, церковном, святоотеческом, исходящем из личного опыта свидетельстве предполагает теоцентричность и христоцентричность. Плодом этого духовного состояния является прощение, которое приносит мир в Церкви». И снова автор не уточняет, кто несет ответственность за нарушение единства и мира в Церкви, и кто раздирает нешвенный хитон Христа, Господа нашего.

Может быть, это Блаженнейший митрополит Онуфрий, окружающие его архиереи и церковная полнота канонической Церкви? Конечно же, нет! Нешвенный хитон Христов разорвали раскольники (Филарет и Макарий), и теперь еще более разделяют его те, кто захотел придать каноничность их неканоническим действиям!

Конечно, «единство и мир… предполагают теоцентричность и христоцентричность». И конечно, плодом этого духовного состояния является прощение. Однако основополагающая предпосылка прощения – это покаяние. К сожалению, мы нигде не встретили даже намека на покаяние со стороны церковных раскольников-«бунтовщиков».

Они никогда не каялись за тот неописуемый ущерб, который нанесли многострадальной Украинской Церкви, и они никогда не подчинялись справедливому решению Русской Церкви об их отлучении.

Давайте-ка вспомним, говоря на эту тему (которая имеет большое значение), что это справедливое решение утвердил Вселенский Патриарх Варфоломей в своем послании за номером 1203/29.8.1999, адресованном Святейшему Патриарху Московскому Алексию ΙΙ.

Среди прочего, он отмечает: «Вселенский Патриарх, господин Варфоломей, действуя в духе добротолюбия и принимая за основу тезис о том, что греховность не уничтожает теоцентричности и христоцентричности человеческой личности, с осознанием и размышлением, проникнутым духовной рассудительностью, из которой проистекает терпение, безмолвие, надежда, а также прощение, приблизительно в течение 30 лет — с 1991 года, когда было принято решение о независимости Украины, до 2018 года —доверял Московской Патриархии решение церковной проблемы в связи с обретением независимости украинским государством. Он надеялся, что Русская Церковь сможет принести мир и единство Православной Церкви Украины».

Кто принял решение о независимости Украинской Церкви в 1991 году? Маленькая группа раскольников. В то же самое время подавляющее большинство духовенства и верующих мирян Украины не желали этого. И по-прежнему не желают, вплоть до сегодняшнего дня, 30 лет спустя!

Так что же могла сделать Русская Православная Церковь, когда киевские раскольники не проявили даже малейших следов покаяния и смирения? Существует ли другой способ для восстановления «мира и единства», кроме пути покаяния? Конечно же, нет.

И результат этого выбора не замедлил явиться. Каноническая Церковь Украины в настоящее время подвергается диким, беспрецедентным гонениям со стороны правительства Порошенко, а верующий народ вовлечен в бездну междоусобной брани, вплоть до кровопролития! Вот какой мир и единство были принесены на украинскую землю.

Как верно замечает Высокопреосвященнейший митрополит Волоколамский Иларион, «мы не можем предать наших братьев на Украине, называя черное белым, и наоборот, и принять раскольников без покаяния, – что противоречит Священному Преданию, каноническому порядку и волеизъявлению самоуправляемой Православной Украинской Церкви» (www.romfea.gr).

Автор статьи завершает свою публикацию словами, что Вселенский Патриарх Варфоломей «…выслушал со вниманием и согласился на длительные и постоянные просьбы ключевых руководящих лиц, представителей украинского народа, и, созвав Священный Синод Константинопольского Патриархата, используя право на апелляцию, простил и восстановил в священном сане Филарета и Макария, вместе с их клириками и мирянами».

Кого со вниманием выслушал Вселенский Патриарх? Причащающегося у униатов президента Украины Петра Порошенко, его правительство и раскольников? Может быть, он со вниманием выслушал канонического митрополита Киевского, Блаженнейшего Онуфрия и его Священный Синод? Единственное, что он сделал в этом направлении, — послал «ультиматум» для того, чтобы митрополит Онуфрий принял участие в избрании предстоятеля «новой церкви»!

Разве он обсудил этот вопрос с Московским Патриархатом, к юрисдикции которого относится вот уже в течение четырёх веков Украинская Церковь? Он удовольствовался тем, что отправил «ультиматум» и Патриарху Московскому и всея Руси, в котором призвал его признать «новую церковь»!

В завершение мы в очередной раз выражаем глубокое беспокойство и печаль в связи с трагическими событиями на территории многострадальной Украины.

Учитывая вышеизложенное, становится ясно, что со стороны автора статьи, митрополита Аркалахорийского Андрея, было совершенно неуместно[4]цитировать новопрославленного святого Иустина Поповича и сопоставлять богопросвещенные слова этого святого с действиями Вселенского Патриарха по украинскому вопросу.

Отдел по ересям и парарелигиям Cвященной Пирейской митрополии