Святой Марк Евгеник – Окружное послание «Находящимся повсюду и на островах находящихся православным христианам»

Άγιος Μάρκος Ευγενικός – Εγκύκλιος «Τοις απανταχού της γης και των νήσων ευρισκομένοις ορθοδόξοις Χριστιανοίς» (1440-1)

Это Окружное послание было написано незадолго до падения Константинополя на острове Лемнос. Туда свт. Марк Евгеник был сослан императором Иоанном Палеологом по требованию латиномыслящих ромеев-византийцев.

Сторонники унии, когда увидели, что они не смогли навязать ложное соединение Ферраро-Флорентийского собора, прибегли к действенному коварству и богословским софизмам для того, чтобы ввести в заблуждение  простодушных и бесхитростных людей. Позднее, уже в 16 столетии, все это было латинянами систематизировано, а затем создано униатство. Следовательно, латиномыслящие  ромеи сторонники унии являются предшественниками униатства и предтечами его, вместе с папой Иннокентием IV (1243-1254), который в 1254 году издал Энциклику и сделал открытыми нравы и обычаи Восточных христиан, с той целью, чтобы на корню их уничтожить и полностью олатинизировать воссоединяющихся, а тем самым образом и православных с Римом.

 

Это Окружное послание свт. Марка, которым он противостоял латиномыслящим ромеям-византийцам догматическим отклонениям папистов от Православия, мы представим в сжатом видет

1 Паписты это еретики, а не раскольники, как утверждают латиномыслящие, а еретики.

А) Те же, которые обращаются к Православию из папистов, таковых мы помазуем священным миром – а в некоторых случаях мы их крестим заново, причисляя их к арианам, македонианам, cаввелианам, навацианам и иным еретикам 4 столетия.

Сильвест Сиропулос, который составил описание Флорентийского собора, говорит, что святой Марк это  особо подчеркнул, будучи в составе православной делегации: «Но наша Церковь, их род велик и весьма силен по отношению к нашему собственному» и наши предшественники не хотели называть латинян еретиками официально, ожидая их обращения, и стремясь к дружбе».

Б) Святой Марк упоминает о высказывание святого Иоанна Дамаскина «Мы не исповедуем , что святой Дух исходит от Сына», и высказывание свт. Фотия «Еретиком является и по закону к еретикам причисляется тот, кто пусть даже и немного уклоняется от правой веры». Следовательно, латиняне только из-за учения о Filioque являются еретиками.

В) Латиномыслящие говорят, что паписты являются раскольникми, потому что и они нас считают таковыми  только потому, что мы прекратили им подчиняться. Итак, разве мы стали мы бы к ним благоволить и называть их раскольниками, в то время как они являются еретиками?

Г) Патриарх Александрийский Марк задал вопрос патриарху Антиохийскому Феодору Вальсамону, авторитетнейшему канонисту того времени, возможно ли преподавать святейшие дары латинянам. Тот ему ответил, что невозможно этого делать, потому что имя папы – которому они подчиняются – не поминается на архиерейских литургиях Церкви.

И не поминается потому, что паписты имеют «отличные от православных обычаи и догматы», поскольку они еретические. Необходимо чтобы латиняне были катехизированы в Православной вере, миропомазаны, а потому их следует принимать.

Следовательно, почему это вдруг они являются православными, те, которых на протяжении столького времени святые отцы и учители осуждали как еретиков? Кто же их с такой легкостью сделал православными?

 

2. Когда же существует единство.

Тогда, когда соединены в обычаях, нравах, догматах. И это может случиться при возвращении папистов к Православной традиции и богословию. Сейчас же существует два Символа веры, литургия на опресноках и на квасном хлебе, двоякое крещение (православных с трояким погружением, папистов с окроплением, православных крещение с миром и папистов крещение без свято мира.), двойная мораль и обычаи, а в конечном итоге отличие в пастах, церковном устройстве и тому подобное

Итак, как может произойти соединение, когда не существует единства во всем этом?

 

3. Не существует компромисса в догматах

В дипломатии и политике принято использовать множеств двусмысленных или расплывчатых понятий, каждое из которых понимается в соответствии с их предпочтениями, для достижения согласия и подхода. Между правдой и ложью, между признанием и отказом, между светом и тьмой, Христом и Велиаром, нет согласия. Греко-латиняне, или латиномыслящие, или униаты это некие смешанные люди-зверьки, которые любят гоняться за неким миксом, они похожи на гиппоцентавров из древней мифологии. Григорий Богослов называет их флюгерами и людьми, которые идут туда, где дует ветер. Молодой человек сравнил бы их с «пекарней ходжи».

Ферраро-Флорентийский собор, на котором была применена модель компромисса к догматам, подобен тому, когда было решено построить Вавилонскую башню, или подобен синедриону Каиафы, который осуждал Христа. Это те, о которых пророк Иремия говорит: «народ мой глуп, не знает Меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иерем. 4:22).

 

4. Каково наше отношение к латиномудрствующим

Давайте избегать таких, как мы избегаем змеи. Давайте избегать их, избегая хитрости их хитрости. Это  люди, которые думают«будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6: 5). Это «лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых». Это слуги сатаны, которые «принимают вид Ангела света» (2 Коринфянам 11: 13-15). «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»; но «твердое основание Божие, имея печать свою» (Рим. 16,18; 2Тим. 2:19).

«Итак, братие, бегите от них и от общения с ними…. «И аще мы, или Ангел с неба благовестит вам паче, еже благовестих вам, анафема да будет»(Гал. 1, 8-9). Дабы кто кто не приводил в свое оправдание особо высокое положение. И возлюбленный Ученик говорит так : «Аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите: глаголяй ему радоватися (т.е. приветствую тебя-примеч. перевод) сообщается делом его злым»(2 Иоан. 10, 11).Оставьте ли эти братья и общение с ними», и вы, несмотря то, благовествуете, возьмите ангелов с небес, даже анафему »(Галатам 1: 8-9). «Если он приходит к вам, и это учение для вас, не отводите его в дом и не говорите ему добра; жених рад разделить в своих делах нечестивых» (Ин. 10: 11).

Мы не знаем, знают ли современные экуменисты, духовенство и миряне то,  о том, что говорит свт. Марк Евгеник. Пусть они его изучают и пусть они очнуться, если они хотят остаться православными.