Святой Игнатий Богоносец и патриарх Варфоломей – два образа епископа

Сегодня Церковь празднует память священномученика Игнатия Богоносца (Антиохийского).

Священномученик Игнатий Богоносец был родом из Сирии. Предание говорит о нем, что христианской вере его научил апостол Иоанн Богослов.

Прозвище «Богоносец» связывают с несколькими эпизодами из жизни святого Игнатия. Согласно Антиохийскому мартирологу, епископ, отвечая на вопрос императора Траяна: «А кто такой богоносец?» – ответил: «Имеющий Христа в груди». Также существует западное средневековое сказание о том, что в разорванном зверями сердце святого Игнатия верующие увидели имя Иисуса Христа, написанное золотыми буквами. По другой версии, святой Игнатий называется Богоносцем потому, что его носил на руках Бог – предполагают, что он был тем ребенком, на которого Христос указал ученикам (Мф. 18, 2-5), а, возможно, и взял его на руки.

Святой Игнатий был вторым по счету Антиохийским епископом. Эту кафедру он занимал приблизительно с 68 по 107 гг.

Однажды император Траян, во время похода против армян и парфян в 107 г., проходил через Антиохию. Здесь он узнал, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа и вообще имеет в Антиохии огромный авторитет. Над Антиохийской Церковью нависла угроза серьезных гонений. Тогда святой Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение через свою жертву. Император, предприняв ряд попыток склонить епископа к язычеству, решает послать его в Рим на съедение зверям.

Святой Игнатий с радостью воспринял приговор и под стражей отправился в Рим. Его охраняли 10 римских воинов, которых он за жестокость называл «леопардами». Путь пролегал из Антиохии по морю, затем через западную часть М. Азии. «Проходя по Азии под надзором строжайшей охраны, он в городах на остановках укреплял верующих беседой и увещаниями, уговаривал прежде всего беречься ересей, тогда только что явившихся на свет Божий, и убеждал крепко держаться апостольского Предания, которое он, идя на мученичество, счел необходимым закрепить письменно», – писал об этом периоде жизни святого Игнатия историк Евсевий (IV век).

В г. Смирна осужденного Игнатия встретил епископ Поликарп с христианами. Церкви Эфеса, Тралл и Магнесии прислали в Смирну своих представителей, чтобы попрощаться с идущим на смерть епископом. Святой Игнатий вручил им письма-послания для их общин.

В одном из посланий он написал поразительные слова: «Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» (Посл. к Рим. гл. 4).

Святой Игнатий писал так потому, что христиане Малой Азии и Рима всячески хотели помочь ему избежать казни.

«Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: «иди к Отцу». Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни» (Посл. к Рим. гл. 7) – писал он в том же письме.

Вскоре святой прибыл в Рим. Для увеселения пресыщенных римских патрициев и народа старец-епископ был брошен на растерзание львам в Колизее. После казни верующие собрали останки мученика и похоронили их в предместье Антиохии на кладбище. В 438 г. состоялось 2-е перенесение мощей, уже в Антиохию. Впоследствии мощи были доставлены в Рим.

Церковь христоцентрична, епископоцентрична, евхаристична. Епископ – это образ Самого Христа.

Насколько яркий образ святости представляет жизнь Игнатия, настолько же яркими и интересными являются его послания. В наиболее полной форме корпус посланий Игнатия Антиохийского состоит из 15 произведений, из которых 8 признаются неподлинными. Обычно печатается только 7 посланий: к Римлянам, Ефесянам, Магнесийцам, Траллийцам, Смирнянам, Филадельфийцам, а также к Поликарпу Смирнскому.

Важная тема посланий святого: роль епископа в жизни Церкви.

Церковь христоцентрична, епископоцентрична, евхаристична. Епископ – это образ Самого Христа. Епископ является предстоятелем евхаристического собрания. Игнатий Антиохийский подчеркивает единоначальный (т. н. монархический) принцип епископства: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Смирн. 8, 1-2).

Именно собрание и единство Церкви вокруг каноничного епископа и образует единство Церкви вокруг Христа и во Христе. Святой Игнатий уподобляет соединение верующих с епископом соединению Церкви со Христом и Христа с Отцом. Церковь – «единение Божие и собор епископа» (Филад. 8,1).

Собирание Церкви вокруг епископа включает в себя и священников, и диаконов, и всех верных. «Все почитайте диаконов как Иисуса Христа, и епископа, который есть образ Отца, и пресвитеров как собор Божий и как собрание апостолов, без них нет Церкви» (Трал. 3, 1). Епископоцентричное понимание организации и единства Церкви святой Игнатий распространяет не только на отдельные общины и поместные Церкви, но и на всю Вселенскую Церковь Христову: «Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа» (Еф. 3, 2). Слово «мысль» в данном стихе лучше понимать как «выражение воли».

Игнатий показал, что главенство епископа – это превосходство в любви и служении, а не первенство власти в ее мирском понимании.

Святого Игнатия нельзя подозревать в каком-то папизме или церковной автократии. Его богословие – это действительно его понимание Церкви, глубоко укорененное в текстах Нового Завета. За свои слова богослов ответил своей собственной смертью. Он умер за свою общину, как и Христос умер за Свою Церковь.

Игнатий показал, что главенство епископа – это превосходство в любви и служении, а не первенство власти в ее мирском понимании. Подобно тому, как Христос говорил ученикам, что Он: «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45), так и епископ, образ Христов, должен быть готов в своем служении Церкви идти даже до мученической смерти. Он тоже пришел послужить, а не для того, чтобы ему служили. Именно это и показал своей жизнью и смертью, а также своими посланиями святой Игнатий.

Как печально, что порой епископы забывают о том высоком служении, на которое поставил их Господь, и действуют в духе светских правителей. Например, сегодня мы видим в действиях Константинопольского патриархата в Украине именно такой посыл – подчинить себе миллионы верующих и тысячи клириков, лишить всех прав и заставить служить Вселенскому престолу.

Кое-кто готов идти на это – прежде всего в пику Москве и РПЦ. Но мы, верующие УПЦ, не чувствуем в Константинопольском патриархате той Матери, которой он себя позиционирует. Мы не чувствуем, что нам хотят помочь, послужить, поддержать. Наш голос игнорируют, и нас просто хотят использовать в достижении каких-то своих политических и идеологических целей.

На примере Константинопольского патриархата мы видим, как главный епископ Поместной Церкви может быть не кротким жертвенным агнцем, по подобию Христову, а лютым волком, не щадящим стада.  И от таких «пастырей» стоит только бежать.

Есть у нас пастырь добрый, достойный своего сана, который любит своих овец и способен отдать жизнь за них. Это Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский. С таким епископом не страшно в любой опасности. Его всежизненная репутация говорит сама за себя. Он никогда не предавал, не обижал, не бросал свою паству. Он с детства служит Церкви, и у него никогда не было и не будет других интересов. С ним мы идем ко Христу, и никакие другие пастыри нам не нужны.

Он такой же, как и святой Игнатий – любящий и простой. И, также как у Игнатия, у Блаженнейшего Онуфрия в сердце написано только одно имя, которому он служит всю жизнь – имя Господа Иисуса Христа. Своим примером и словом он учит нас делать то же. Поэтому мы идем за ним, и у него учимся любить Бога и ближних.

Святой Игнатий пусть поможет своими молитвами и нам, и Блаженнейшему Онуфрию – нашему светлому пастырю, ведущему нас ко Христу.