Святитель Николай Чудотворецъ

Митр. Филаретъ (Вознесенскiй)

Знающіе нашъ церковный Уставъ, знакомые съ нашей православной службой, знаютъ, что за богослуженіемъ часто возглашается прокименъ. Этимъ греческимъ названіемъ означается какой-либо текстъ изъ Священнаго Писанія, имѣющій особо близкое значеніе, отношеніе къ данному празднику. Когда бываетъ праздникъ, напримѣръ, въ честь Василія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Златоустаго ‒ этихъ величайшихъ богослововъ и проповѣдниковъ, то обычно, прокименъ возглашается, соотвѣтственно этой ихъ славѣ великой: «Уста моя возглаголятъ премудрость и поученіе сердца моего разумъ». Ибо ихъ уста, дѣйствительно, на всю вселенную возглашали глаголы божественной премудрости.

Сейчасъ мы празднуемъ праздникъ въ честь памяти другого великаго святителя, Святителя и Чудотворца Николая, но прокименъ мы слышали другой: «Честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его». Этотъ прокименъ возглашается въ честь многихъ великихъ святыхъ. Но хотя Святитель и Чудотворецъ Николай вдохновеннымъ, благодатнымъ словомъ наставлялъ и назидалъ свою паству, главная слава ему не въ этомъ. Мы знаемъ, въ чемъ его главная слава. Подвижниковъ, святыхъ людей, которые прославились, въ особенности, дѣлами любви и милосердія, такъ и именуютъ «милостивыми». Совсѣмъ недавно Церковь прославляла одного изъ такихъ великихъ милостивцевъ ‒ Праведнаго Филарета Милостиваго. А сегодня она славитъ святителя Николая, котораго, также за изумительныя дѣла любви, русскій народъ такъ и назвалъ, «Никола Милостивый». И русскіе люди, видя кого-нибудь скорбящаго, страждущаго, немощнаго, ему говорятъ: «Поди помолись Николѣ Милостивому, а онъ Всемилостивому Спасу разскажетъ о твоей нуждѣ».

Мнѣ хочется напомнить о той особой славѣ, которая принадлежитъ святителю Николаю, преимущественно предъ другими угодниками Божьими. Это то, что его имя почитается среди язычниковъ, христіанства не вѣдущихъ. И къ этому есть основаніе. Былъ случай, хорошо памятный харбинцамъ. Тамъ въ Харбинѣ было такъ называемое «Новое кладбище». Въ сторонѣ отъ него былъ длинный, крутой, высокій обрывъ. Тамъ какъ-то играли китайскія дѣтишки. Играли тамъ гдѣ нависли скалы, которыя могли обрушиться. И вотъ, когда китайскія дѣти тамъ разыгрались, то вдругъ появился свѣтоносный старецъ, который строго сказалъ имъ по-китайски, чтобы они немедленно уходили отсюда. Испуганныя дѣти побѣжали, и какъ только убѣжали съ этого мѣста, рухнула громадная скала. Они погибли бы подъ ней, если бы не это предупрежденіе старца. Разнеслась эта вѣсть моментально, конечно, среди китайцевъ, а потомъ и среди русскихъ.

Одинъ охотникъ, русскій, увлекся любимымъ занятіемъ и ушелъ очень далеко, дѣйствительно, въ какія-то дебри Китая. Утомленный, зашелъ въ китайскую деревушку. А китайцы ‒ народъ привѣтливый, радушный, предложили ему отдыхъ. Входя въ «фанзу», т.е. домъ, онъ увидѣлъ на дверяхъ прибитый образокъ святителя Николая. И онъ подумалъ, что они все-таки язычники; навѣрно, эта иконка случайно попала къ нимъ, и попросилъ хозяина отдать ему ее. А хозяинъ обидѣлся и отвѣтилъ, что «старикъ этотъ очень хорошій, мы очень его почитаемъ, потому что онъ много помогаетъ».

У киота Святителя Николая
(Владыка Нестор) на вокзале

 

Напомню еще одинъ случай: въ Харбинѣ на вокзалѣ былъ большой благолѣпный образъ святителя Николая, который многіе почитали чудотворнымъ. Всѣ русскіе православные люди (за исключеніемъ, можетъ быть, только атеистовъ), когда они ѣздили по желѣзной дорогѣ и попадали на харбинскій вокзалъ, считали своей непремѣнной обязанностью помолиться передъ этимъ образомъ и поставить свѣчу. И былъ случай. Весна. На большой, широкой рѣкѣ Сунгари былъ ледоходъ. На вокзалѣ собралось много народу. Поѣзда ходили часто. Вдругъ видятъ, что вбѣгаетъ въ помѣщенье вокзала совершенно мокрый китаецъ. Вбѣгаетъ, бросается къ этой иконѣ, падаетъ на колѣни и что-то по-своему лопочетъ. Оказалось, что онъ благодарилъ Святителя. А что произошло? Онъ куда-то торопился и рѣшилъ рискнуть ‒ перебѣжать широкую рѣку по льдинамъ. А ледоходъ по Сунгари былъ основательный. Вотъ онъ бѣжалъ, бѣжалъ, оборвался, упалъ въ воду и уже оказался подъ льдиной, погибалъ… Но онъ тутъ, зная этотъ образъ, зная, какъ русскіе его чтутъ, онъ просто завопилъ по-своему, по-китайски: «Старикъ съ вокзала, помоги мнѣ!» И оказался на берегу, мокрый, но на берегу… Какъ? Онъ не понимаетъ… Потомъ бросился, пробѣжалъ всю дорогу, далеко къ вокзалу, упалъ тамъ передъ образомъ и благодарилъ.

от arch-podacha

Недаромъ чтитъ святителя Николая не только христіанское православное населеніе, но чтятъ его и язычники. По вѣрѣ своей ‒ получаютъ! И поэтому всегда русскій человѣкъ обращается къ святителю Николаю, въ случаѣ какой бы ни было нужды, потому что знаетъ онъ и вѣритъ, что хотя много голосовъ несется къ Святителю туда, въ этотъ небесный святой міръ, свѣтлый міръ, но голосъ вѣры, голосъ съ надеждою упованія, Святитель всегда услышитъ и придетъ на помощь. Не даромъ, повторяю, зоветъ его русскій народъ Николой Милостивымъ.

Аминь.