«Решение не принималось»

Два греческих митрополита заявили, что общественность получила недостоверную информацию о решении Собора Элладской Церкви
Два греческих митрополита: Серафим Кифирский и Антикифирский и Серафим Пирейский – заявили, что Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви не принимал решения о признании автокефалии т.н. «новой церкви» Украины, несмотря на официальное заявление по итогам Собора, и назвали решения недействительными, сообщает РИА Новости.

Элладская Церковь в субботу признала право Патриарха Константинопольского предоставлять автокефалию и передала архиепископу Иерониму право принимать дальнейшие решения по автокефалии. Официальным окончательным признанием «новой церкви» Украины станет молитвенное поминовение Иеронимом «предстоятеля ПЦУ» Епифания Думенко.

Семь митрополитов предлагали отложить решение, говорится в пресс-релизе Собора, опасаясь раскола в Греческой Церкви. Некоторые митрополиты указали на нарушение церковных канонов и объявили недействительной саму автокефалию, выданную раскольникам. В обсуждении участвовали 33 архиерея. На соборе присутствовали 69 митрополитов, всего в Греческой Церкви 81 митрополит. Собор, в частности, ссылался на решения Постоянного Синода Церкви.

Митрополит Кифирский Серафим в субботу распространил заявление, согласно которому Патриарх имеет право давать автокефалию только тем епархиям, которые находятся под его юрисдикцией. Ни одна из Поместных Церквей не признает «автокефальную церковь Украины» и считает единственной канонической Церковью ту, которую возглавляет канонический митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий.

По словам владыки Серафима, то, что Украина на протяжении 300 лет является канонической территорией РПЦ, записано во всех документах и во всех диптихах Греческой Церкви. Он сообщил, что против принятия решения были и не выступавшие на соборе митрополиты.

«К сожалению, общественность получила недостоверные новости и информацию о том, что только семь митрополитов были не согласны с признанием новой «автокефалии», а все остальные выступили за него. Это большая ошибка, и я хочу верить, что это было не целенаправленно, а из-за недосмотра. Потому что большинство присутствующих не брали слова, но это, как мы знаем, не означает, что они являются сторонниками новой «автокефалии»», — написал митрополит Кифирский на сайте своей митрополии.

«И другая большая ошибка заключается в том, что молниеносно было опубликовано, что было принято решение о признании украинской «автокефалии», и начали поступать поздравительные послания высокопоставленных лиц», — отметил владыка Серафим.

По его словам, «решение не принималось». «Поскольку не было принято настоятельное требование митрополита Кесарианийского Даниила провести открытое голосование, если мы хотим получить положительное решение за автокефалию, такое решение не было принято», — заявил митрополит.

Он добавил, что в Церкви решения принимаются голосованием: либо поднятием рук, либо открыто, либо тайно, либо путем тайного опроса всех заседающих.

«Может, и было достаточно голосов за автокефалию, но значительным было и количество тех, кто выступал против, а также и тех, кто молчаливо поддержал вторых», — заявил митрополит Кифирский.

Митрополит Серафим обратился к Константинопольскому Патриарху Варфоломею и архиепископу Афинскому и всей Греции Иерониму с просьбой не спешить и не создавать критическую ситуацию, и не упоминать на совместном богослужении «предстоятеля» новой «автокефалии» до того, пока не пройдет общеправославное обсуждение этой «сложной и взрывоопасной канонической и экклезиологической проблемы».

С заявлением по украинской проблеме выступил также митрополит Пирейский Серафим. В своем письме после собора он написал, что все решения Константинопольского Патриархата в отношении бывших клириков Русской Православной Церкви являются недействительными, также недействительным является так называемый «объединительный съезд», а значит, недействительным является и предоставление режима автокефалии несуществующей структуре.

Митрополит Пирейский заявил, что на Архиерейском Соборе не рассматривалось мнение других автокефальных Поместных Православных Церквей и не оценивались возможные последствия для единства Церкви, разрыв общения с Русской Церковью и возможное признание ею старостильной Церкви Греции.

«Одновременно я ответил председателю синодальной комиссии по каноническим вопросам, что митрополит Онуфрий не имел никакой возможности присутствовать на «объединительном соборе», как блаженнейший архиепископ Афинский не мог бы служить вместе с самозванным «архиепископом Афинским» Парфениосом Везиреасом, отлученным диаконом Греческой Церкви», — пишет митрополит.

Митрополит Серафим предлагает созвать Всеправославный Собор, чтобы установить мир на многострадальной земле Украины.

Настоятель Троицкого храма на Воробьёвых горах Москвы, кандидат богословия протоиерей Андрей Новиков считает, что после признания новой украинской раскольнической структуры Элладскую Церковь можно будет называть языческой, сообщает Интерфакс-Религия.

«По-моему, это уже скоро надо будет называть Элладская языческая церковь», — написал он на своей странице в Фейсбуке.

Священник обратил внимание православного сообщества на дискуссию греческих епископов в ходе недавнего элладского Собора, где было признано право Константинопольского Патриарха дать автокефалию украинских раскольников.

«Несколько блеклых и малочисленных голосов против, все остальные с ненавистью и яростью до пены изо рта набрасываются на «ужасный» «шантаж и агрессию» Русской Церкви», — пишет отец Андрей.

При этом он отметил, что участники Собора даже отказались ставить вопрос на голосование, потому что это якобы оскорбляет права Константинопольского Патриарха.

«Другой товарищ возмутился тем, что русские пытаются совершить кощунственную вещь — превратить Константинопольскую Церковь «просто в Патриархат» — очевидно, для них это какая-то особенная божественная институция вместо Христа», — пишет член богословской комиссии.

Отец Андрей также обратил внимание на высказывание митрополита Драмы Павла, который объясняет, почему Элладская Церковь должна беспрекословно подчиниться решению Фанара.

«Думаете, он ссылался на догматы, каноны? Как бы не так: «отвергнем ли мы самый священный институт нашей нации!» Языки — народы, язычники — поклоняющиеся богам народов. Если для греческого епископата теперь самое важное — институт нации, и решения этого института являются священными для Церкви, то эта Церковь сама себя сделала языческой. Увы, это уже гораздо хуже латинства», — заключил он.