Раскол мирового Православия как геополитический вызов для России

В Санкт-Петербурге прошло очередное заседание клуба «Консервативная перспектива»

27 ноября в Санкт-Петербурге прошло заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» на тему «Раскол мирового Православия как геополитический вызов для России». С основными докладами выступили: кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург); доктор юридических наук, эксперт по церковно-государственным отношениям, заслуженный юрист Российской Федерации Алексей Михайлович Величко (Москва).

Клуб представляет собой совместный проект «Русской народной линии», Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания», Санкт-Петербургского отделения Изборского клуба и проходит на базе Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС).

Открылось заседание вступительным словом советника ректора СЗИУ РАНХиГС Вячеслава Владимировича Случевского. Он передал участникам заседания приветствие ректора института профессора Владимира Александровича Шамахова, который по мере возможности участвует в деятельности Клуба.

Ведущий заседаний Клуба главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов во вступительном слове отметил, что ситуация в мировом Православии развивается стремительно. Новости становятся порой неожиданностью не только для простых верующих, но и для тех, кто следит за церковной политикой. Именно такой неожиданностью стало признание Александрийским патриархатом украинского раскола и установление канонического общения с так называемой ПЦУ. Это стало серьезным ударом для РПЦ. Такого от Александрийского патриарха Феодора, долгое время служившего клириком еще во времена Советского Союза в Одессе, никто не ожидал. Он прекрасно говорит по-русски, неоднократно бывал в России и ранее всячески выказывал своё расположение нашему Патриарху Кириллу. А незадолго дл своего решения о признании ПЦУ патриарх Феодор приезжал на Украину как раз в Одессу, где встречался с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом и подчёркивал, что будет строго поддерживать канонические нормы, выступает против односторонних действий Константинопольского патриархата. И после всего этого принимается такое вот решение!

Сейчас обсуждаются разные сценарии. С учётом того, что до патриарха Феодора Константинопольский патриархат успела поддержать Элладская Православная Церковь, высказываются самые мрачные предположения. Например, что раскол также может поддержать Грузинская Православная Церковь из-за напряженных отношений с РПЦ вокруг ситуации в Абхазии и Южной Осетии. Вызывает опасение и позиция Болгарской Православной Церкви, поскольку там очень активно работает американское посольство, пытающееся повлиять на болгар. Не стоит забывать и про сложные отношения по вопросу Бессарабии с Румынским патриархатом, который настроен недружелюбно по отношению к РПЦ. Удара ждали оттуда. Никто даже и предположить не мог, что раскол поддержит прежде всего глава Александрийского патриархата. Сегодня угроза изоляции Русской Православной Церкви как никогда становится реальной. Всё это придаёт расколу мирового Православия геополитическое измерение.

Анатолий Степанов напомнил о недавнем визите Иерусалимского патриарха Феофила в Москву, где его обласкали и дали премию. А самое главное состоялась встреча Патриархов Кирилла и Феофила с Президентом России Владимиром Путиным. После чего, во время награждения премией, Иерусалимский патриарх предложил созвать Всеправославное совещание по урегулированию кризиса на территории его Патриархата в столице Иордании Аммане. Степанов подчеркнул, что наше политическое руководство до нынешнего момента активного участия в урегулировании церковного раскола не принимало, чего не скажешь об американцах. Не секрет, что Элладская Православная Церковь пошла на признание ПЦУ под сильным давлением американского посла в Греции (экс-посла США на Украине) Джеффри Пайетта. Вояжи и встречи с религиозными лидерами руководителя Госдепа США Майка Помпео стали привычными. Американцы, совершенно не стесняясь, лезут в церковные дела, когда от этого напрямую зависят их геополитические интересы. Поэтому обсуждение темы «Раскол мирового Православия как геополитический вызов для России» сегодня весьма и весьма актуально.

Первым с докладом выступил протодиакон Владимир Василик. В своем докладе отец Владимир отметил, что мы наблюдаем, как сейчас управляемый хаос превращается в хаос неуправляемый. И это затрагивает религиозную сферу. Кто бы мог представить, что Римский Папа подаст в отставку?! Кто бы мог представить такой грандиозный раскол в Православии.

Как отметил докладчик, нынешний раскол отличается от расколов, которые знала древняя Церковь. Те расколы, которые врачевали Вселенские Соборы, имели богословский, экклезиологический характер, нынешний раскол проходит по границам Церквей. В нём возродилась ересь этнофилетизма, осужденная еще в XIX веке. Этнофилетизм мы наблюдаем в виде украинского церковного национализма, с одной стороны. А с другой стороны, мы его видим и в проявлении греческого национализма.

Говоря о перспективах развития церковного раскола, докладчик был довольно пессимистичен. На его взгляд, надо учитывать, что греческая иерархия представляет собой монолит. С другой стороны, надо помнить, что греческую иерархию, так же как и греческую элиту, с давних пор пронизывает масонство. Поэтому вполне вероятно, что за Константинопольским патриархом Варфоломеем пойдут все греческие церкви, поскольку для всех греков Константинопольский патриарх – это вождь греческого народа.

Докладчик обратил внимание собравшихся на парадоксальность нынешнего церковного кризиса, когда его итогом может оказаться единение … с папистами-католиками. По мнению отца Владимира, весьма вероятно, что это и является одной из главных целей разрушения православного единства. Чтобы в итоге примирителем православных оказался Римский Папа.

Надежды на благоприятный исход нынешнего кризиса, по мнению докладчика, связаны исключительно с победой антиглобалистких сил в мировой политике. Тогда и остановится атака на мировое Православие.

Вторым докладчиком выступил доктор юридических наук Алексей Величко. Докладчик отметил, что внешние силы, несомненно, действуют в расколе мирового Православия, но нам, прежде всего, следует обратить внимание на наши собственные тактические ошибки, а они, по мнению докладчика, очевидны. Во внутрицерковных отношениях существует неписанный церковный этикет, которого надо было бы придерживаться. К сожалению, священноначалие Русской Православной Церкви сразу же совершило серьезную, на взгляд докладчика, ошибку, разорвав отношения с Константинопольским патриархатом.

Правовед напомнил, что в древней истории эти коллизии решались иначе. Того или иного архиерея или патриарха в подобном случае исключали из диптиха, переставали поминать за богослужением, но не разрывали отношения между Церквами. А что произошло сейчас? Разорвали отношения, а страдать стали верующие, которые привыкли, к примеру, бывать на Афоне. Им сначала запретили участвовать в богослужениям, ездить на Афон, как съязвил один священник, как туристы, потом сказали, что можно участвовать в богослужении, но нельзя причащаться. Но разве участие в богослужении — это не каноническое общение? Словом из-за непродуманного ошибочного решения возникло много несуразиц.

Сейчас Московская Патриархия осознала свою ошибку и в отношении предстоятеля Антиохийского патриархата приняты адекватные меры — он был просто исключен из диптиха, а с Церковью общение не разорвано.

Серьезной ошибкой докладчик считает и игнорирование Устава Русской Православной Церкви. Согласно Уставу, вопрос об автокефалии является исключительной компетенцией Поместного Собора, но не видно даже попыток собрать Поместный Собор. Всё решается или на уровне Священного Синода, а то и вовсе келейно-кулуарно.

Ситуацию в расколом в мировом Православии докладчик оценил довольно жёстко, как крах нашей внешней церковной политики.

Позиция нашей Церкви ослабляется тем, что, формально провозглашая идею Третьего Рима, сама РПЦ далека от идеала Церкви Третьего Рима. Далёк от совершенства наш внутрицерковный строй. Величко привёл примеры с немотивированным перемещением архиереев с кафедры на кафедру и священников с прихода на приход, чего не должно быть при нормальной организации церковной жизни.

Подробно остановился докладчик на отношениях Церкви и Государства, которые нельзя признать нормальными. В церковном сознании, к сожалению, пропагандируется идея о том, что Церковь и Государство — это, по сути, два разных, непересекающихся мира, две силы, не вмешивающиеся в дела друг друга. Поэтому не стоит удивляться тому, что МИД РФ не занимается церковными делами, потому как внешнеполитическое ведомство не может заниматься этим по определению.

Необходимо активизировать роль мирян, которые сегодня отодвинуты от участия в церковном управлении. «Россия станет Третьим Римом только тогда, когда она станет православной страной», — заключил докладчик.

Докладчики ответили на многочисленные вопросы собравшихся.

После чего была открыта полемика, которую начал священник Сергий Чечаничев. Он напомнил, что 2017 и 2018 годы были годами вековых юбилеев печальных событий нашей истории — свержения самодержавия в 1917 году и цареубийства. В эти годы со стороны церковного народа звучал призыв к покаянию. К сожалению, Священноначалие не услышало голос народа, и случился раскол. Отец Сергий отметил такой парадокс: наша Церковь целенаправленно и долго заигрывала с Ватиканом, но когда возникла кризисная ситуация, Римский Папа даже не попытался повлиять на патриарха Варфоломея, хотя такие возможности у него есть. Главное средство нашей борьбы, по мнению выступающего, это покаяние в цареубийстве. И нам не нужно сетовать на власть, так как власть является зеркалом современного состояния русского народа.

Доктор философских наук, профессор СЗИУ РАНХиГС Александр Иванович Кугай отметил, что в современном расколе мы можем наблюдать много пластов, но обратить внимание нужно на то, что это, прежде всего, борьба двух патриархатов — Константинопольского и Русского, а не только борьба между Москвой и Вашингтоном. Каждый из этих патриархатов имеет свои активы. У Константинополя активы символические — это статус первой по чести Церкви в православном мире. Что касается Москвы, то у нее есть активы в виде воспоминаний об освобождении балканских народов от османского ига. Сегодня, по мнению выступающего, нам нужно, прежде всего, сохранить то, что мы имеем, а для этого необходимо организовать нормальную внутрицерковную жизнь.

Доктор психологических наук профессор Валентин Евгеньевич Семенов отметил тревожную тенденцию падения религиозности в обществе, которая отражает падение популярности Церкви среди населения. По его оценкам, это началось еще со смерти приснопоминаемого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Сегодня, по словам социолога, мы видим, что нарастает чудовищный кризис в обществе. Парадокс ситуации заключается в том, что мораль современного общества ниже советской, хотя в то же время Церковь свободна, строятся храмы. Это падение нравственности, к сожалению, не тревожит наше Священноначалие. Мы зачастую пребываем в прекраснодушном состоянии, считает ученый.

Член правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге Александр Павлович Цыбульский отметил, что сегодня Русская Православная Церковь практически не реагирует на тревоги и запросы общества, главным среди которых является запрос на справедливость. Церковь никак не отреагировала на увеличение пенсионного возраста. Официальные церковные структуры не отреагировали на ситуацию с арестом, а затем вынесением приговора по делу православного врача Николая Каклюгина, о чём много писала «Русская народная линия». Церковь никак не отреагировала на бесцеремонное закрытие Славянского Фонда в Москве. Стоит ли после этого удивляться, что многие рядовые верующие воспринимают нынешнюю борьбу Москвы и Константинополя как борьбу за приходы, борьбу за деньги, а не борьбу за Правду. Мы должны стать оплотом стояния в Истине, — вот путь выхода из современного кризиса, считает Цыбульский.

Руководитель общественной организации «Лига Святого Георгия» Сергей Викторович Егоров отметил, что религиозный фактор сегодня играет важнейшую роль во всех мировых событиях. Неправы те, кто видит в нынешнем кризисе кризис Православия, скорее это — кризис руководства. По мнению выступающего, в нынешней ситуации пока нет ничего катастрофического, всё еще можно исправить. Прежде всего, наша политическая власть должна учитывать религиозный фактор в политике. Нужно кардинально менять информационную и образовательную политику в стране. При этом мы, православные граждане, должны оказывать активную поддержку власти, чтобы Запад, воспользовавшись нашей критикой, не навязал нам свою политическую повестку.

Юрист и публицист Павел Иванович Дмитриев отметил, что украинский вопрос — это давняя проблема Русского мира. Украина, по его мнению, присоединилась к России по великой нужде. В связи с этим Дмитриев не видит ничего удивительного в нынешней «суверенизации украинского народа», которая происходит на наших глазах. По мнению юриста, главным ресурсом, который может оздоровить тело Церкви, являются миряне. Необходимо активизировать их роль в церковной жизни.

Кандидат исторических наук, публицист Алексей Юрьевич Днепровой считает, что кризис, который мы переживаем сегодня в мировом Православии, будет иметь положительные результаты. Кризис — это всегда болезнь, а после болезни часто выздоравливают. Поэтому после кризиса будет сформирована новая система церковно-государственных отношений и новая модель отношений Православных Церквей.

Доктор философских наук Григорий Владимирович Ширяев подчеркнул, что сегодня нам становится понятным ответ на вопрос, который поставил когда-то известный писатель Александр Солженицын, дав на него неправильный ответ. Вопрос этот — «как нам обустроить Россию?». По мнению Ширяева, сегодня становится очевидным, что обустроить Россию — это значит «восстановить политическую организацию Третьего Рима».

Поводя итоги, ведущий заседания Клуба Анатолий Степанов обратил внимание на тему Третьего Рима. По его словам, нынешний конфликт — это конфликт двух патриархатов: первого по чести Константинопольского, который по традиции именуется Вселенским, и самого крупного — Московского. Причём, последний де-факто стал Вселенским патриархатом, особенно после объединения с РПЦЗ. Конечно, есть в нынешнем конфликте и межличностное измерение, — патриарх Варфоломей обижен на нашего патриарха Кирилла за его отказ поехать на Крит. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор стремления США оторвать Украину от России в церковном отношении, поскольку тогда разрыв будет полным. Не стоит забывать и про греческий этнофилетизм, о чём говорил в своем докладе отец Владимир. Но самое главное, полагает выступающий, заключается в том, что греки не хотят признавать Москву Третьим Римом. Они начисто отвергают эту идею, считая, что есть только Ветхий Рим и Новый Рим (Константинополь). А задача России состоит только в том, чтобы «сбросить турок в море» и вернуть грекам Константинополь, восстановив Второй Рим во всем его блеске и величии.

Оптимизм в нас вселяет то, что русская история всегда развивалась как история чуда, как результат действия Промысла Божия в истории. Конечно, должно быть и наше активное участие в истории, мы не должны сидеть сложа руки, иначе можем оказаться сидящими на обломках великой страны. Но если будем работать и полагаться на Промысл Божий, можем вновь увидеть возрождение великой державы Третьего Рима. Очень важна роль государства, это является алгоритмом нашей истории. Если государство не будет активно себя проявлять в церковной политике, то успехов ожидать трудно.

В заключительном слове Алексей Величко поблагодарил собравшихся за заинтересованное обсуждение. Он напомнил, что церковно-государственные отношения в нашей стране имеют непростую историю, а сегодня они выдвигаются на первый план. Дело не только в гонениях государства на Церковь в советское время. Не стоит забывать, что ранее Святейший Синод предал царя в феврале 1917 году. И сегодня серьезной проблемой является отделение Церкви от государства. Именно поэтому государственные структуры и не участвуют в урегулировании нынешнего кризиса.

Нынешний кризис, действительно, может оказаться полезным, считает Величко, только нам нужно помнить, что Церковь — это амбулатория для безнадежно больных, что в церковь народ приходит за духовным здоровьем. Поэтому мы не должны быть слишком увлечены политическими амбициями.

В заключение советник ректора СЗИУ РАНХиГС Вячеслав Владимирович Случевский поблагодарил всех за участие, сказав, что получил истинное удовольствие от сегодняшней дискуссии, на которой был поднят большой пласт исторических проблем. Также он выразил пожелание продолжать добрую традицию обсуждения важных проблем в последующем в стенах СЗИУ РАНХиГС.

По окончании обсуждения дискуссия была перенесена в кулуары, где за чаепитием еще долго не утихали споры.

Редакция «Русской народной линии»