Псевдосоциология против преображения музея в храм (опыт разоблачения лживого соцопроса об Исаакии)

Целый ряд СМИ и интернет-агентств распространили данные, якобы репрезентативного, социологического опроса об отношении населения Санкт-Петербурга к передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви. О результатах опроса журналистам рассказала Анна Хмелева, директор новоявленного «Фонда политической культуры», представленная как социолог. Автор этой статьи несколько десятилетий занимается социологическими и социально-психологическими исследованиями в НИИ комплексных социальных исследований и на факультете социологии СПбГУ в качестве руководителя лаборатории, директора и профессора, но никогда не слышал о таком социологе-профессионале. Наведя справки у коллег, я выяснил, что А.А.Хмелева политолог, занимающийся политическим пиаром и технологией депутатских выборов, прежде всего, в Ленинградской области, причем является своим человеком в так называемых либеральных партиях и на радио «Эхо Москвы» (СПб отделение). «Фонд политической культуры» зарегистрирован ею полгода назад и кроме директора ни о каких его сотрудниках ничего неизвестно и не слышно.
А.Хмелева поведала журналистам, что опрос был инициирован её фондом, ни государство, никакие политические силы здесь не участвуют. По репрезентативной выборке 5-7 февраля этого года опрошено 1002 человека. Однако весьма интересно, на какие же средства проводилось исследование, ибо опросить тысячу человек по репрезентативной выборке — ныне дело довольно затратное (кстати, а какова методика выборки?) Хотелось бы, конечно, взглянуть и на формулировку вопросов интервью (искусство манипулирования ответами респондентов при помощи конструирования вопросов и вариантов ответов на них — технология известная) и узнать, где и каким образом брали интервью. Об этом из публикаций, увы, ничего узнать нельзя.
Но самое поразительное, даже сенсационное — это, конечно, удивительные результаты опроса. Оказывается, только 17, 8% опрошенных выступают за передачу музея-памятника Русской Православной Церкви?! А 57% петербуржцев — противники возвращения собора к его истинному предназначению быть Храмом, «домом молитвы», как и написано над его входом?! Остальным 25 % опрошенных — «всё равно»?! Когда-то один из наших русских гениев, глядя на фальшивую игру актеров, восклицал: «Не верю!». Вот и я, социальный ученый с пятидесятилетним стажем, говорю Анне Хмелевой: «Не верю!». Не верю, потому что, по данным НИИКСИ, с 1993 года по наше время доля петербуржцев (жителей города Св. Петра), считающих себя верующими, всегда была выше 50%, а в последние годы свыше 60%, причем православных было 55-56% (от всего населения). Не верю, потому что все последние годы участвовал в грандиозных радостных крестных ходах вместе с десятками тысяч жителей нашего города: от Казанского собора до Исаакиевского в Праздник Казанской Иконы Божией Матери и от Исаакиевского собора до Александро-Невской Лавры в день памяти Св. Благоверного великого князя Александра Невского. Не верю, потому что, по данным опроса Анны Хмелевой, «около половины опрошенных назвали себя верующими, половина неверующими». А это значит, что опрошено больше неверующих, чем верующих, что противоречит указанным выше репрезентативным данным за четверть века.
И ещё не верю, потому что, к сожалению, хорошо помню, как несколько лет назад «Агентство социальной информации» (АСИ) периодически публиковало данные о том, что большинство петербуржцев одобряют строительство башни «Газпрома» (выше 400 м) напротив Смольного собора (92 м). В то время как большинство петербуржцев были против этого «сверла» в небо, которое изуродовало бы классический облик города, и это было доказано действительно репрезентативным опросом, проведенном в 2008 г. сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований по моей инициативе. А потом наши данные подтвердили и другие честные социологи. И общее правое дело, любовь к гармонии победили. Но, если в борьбе с башней «Газпрома» все основные социальные группы и движения были едины, то сейчас городское общество расколото, и меньшая, но чрезвычайно агрессивно-активная либеральная часть поступает явно необъективно и недружелюбно. Это тем более странно, что и музейно-экскурсионная функция Исаакиевского собора сохраняется. Однако либерально-агрессивное меньшинство пренебрегает законом, историческими традициями и духовными ценностями большинства петербуржцев. Такая дорога явно не ведет к Храму.