ПРОТОПРЕСВИТЕР АНГЕЛОС АНГЕЛАКОПУЛОС, СВЯТОЙ КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ – О КРЕЩЕНИИ

Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос, святой Киприан Карфагенский – О Крещении

СВЯТОЙ КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ О КРЕЩЕНИИ

ΑΓΙΟΣ ΚΥΠΡΙΑΝΟΣ ΚΑΡΧΗΔΟΝΟΣ ΠΕΡΙ ΒΑΠΤΙΣΜΑΤΟΣ

Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос, клирик храма Богородицы Миридиотиссы, Пирейская митрополия

Πρωτοπρεσβ. Άγγελος Αγγελακόπουλος, εφημέριος Ι. Ν. Παναγίας Μυρτιδιωτίσσης Πειραιώς

Пирей, 02.10.2012

Святая Православная Церковь 31 августа по старому стилю (13 сентября по новому стилю) празднует память иже во святых отца нашего священномученика Киприана, епископа Карфагенского. […] Святой Киприан был известен не только как епископ – своей пастырской деятельностью, но и глубокими знаниями в вопросах веры, в области догматов и особенно догмата о Крещении. Святой Киприан организовал три поместных собора в Карфагене. Первый – в 255 году после Р.Х., второй – в 256 г. и в том же году – третий, на котором было изложено правило, где указано, что еретикам и раскольникам следует креститься, поскольку «крещение» еретиков и раскольников является недействительным. Более подробно с позицией св. Киприана можно ознакомиться в Правиле Поместного Карфагенского Собора (256 г.).

Крещение или миропомазание у еретиков (католиков, протестантов, англиканцев, иеговистов, пятидесятников, евангелистов, монофизитов и прочих) и у раскольников (например, у зилотов-старостильников) не имеет силы и не является действительным. «Мы утверждаем: никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, ибо Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви… И, конечно же, «помазание» еретиков совершенно не имеет благодати». Причина ясна: «…грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви». Кроме того, «…нельзя принять одно из этих утверждений, отвергнув другое. Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне [Церкви], Духа Святого не имеет, то не может и крестить приходящего. Ибо Крещение – одно, и Святой Дух – один, и Церковь – одна, основанная Христом Господом нашим (на апостоле Петре, как было [Им] сказано) на едином основании и по принципу единства. И по этой причине все у них происходящее тщетно, ничтожно и лживо» [1]. Это правило не является для Церкви чем-либо новым. Это отголосок экклесиологии Апостола Павла: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» [2]. Любая другая точка зрения ниспровергла бы эту экклезиологическую основу [3]. Потому что, с одной стороны, если Кафолическая Православная Церковь – одна, и истинное Крещение – одно, как может быть истинным Крещение у еретиков и раскольников, если они не состоят в Кафолической Православной Церкви, а откололись от нее через ересь? С другой стороны, если истинным является крещение у еретиков, и у Православной и Кафолической Церкви Крещение тоже истинное, тогда, получается, крещение не одно, как провозглашает Апостол Павел, а два, что является абсолютной бессмыслицей.

Комментируя Правило Карфагенского Собора, прп. Никодим Святогорец подчеркивает, что данное Правило приводит множество доказательств в подтверждение того, что крещение еретиков и раскольников неприемлемо, и что они должны быть крещены, когда возвращаются в Православную веру Кафолической Православной Церкви. 1) Крещение – лишь одно, и оно находится только в Кафолической Церкви, единой и единственной, а еретики и раскольники, находящиеся вне Кафолической Церкви, не имеют «единаго крещения»[1]. 2) Вода для крещения должна быть прежде очищена и освящена молитвами священника и благодатию Всесвятаго Духа, дабы потом очистился и освятился крещаемый в ней; но еретики и раскольники не суть священники, а паче святотатцы, не суть чистые, а нечистые, не суть святые, как не имеющие Духа Святаго, – следовательно, не имеют и крещения; 3) Через крещение в Кафолической Церкви подается оставление грехов. Но как может быть даруемо отпущение грехов через крещение еретиков и раскольников, которые вне Кафолической Церкви? 4) Крещаемый после крещения должен быть помазан святым миром, которое приготовляется из елея и других благовонных веществ и освящается наитием Св. Духа. Но как может освятить такое миро еретик, не имеющий Святаго Духа и отделившийся от Него через ересь и схизму? 5) Священник должен молиться Богу о спасении крещаемаго; но еретики и раскольники – святотатцы, как мы уже сказали, и грешники (не столько из-за дел своих, сколько из-за ереси и раскола, которые суть тягчайшие из всех грехов), могут ли быть услышаны Богом, когда Писание говорит, что грешников Бог не послушает? 6) Потому не может быть приемлемо Богом крещение, совершенное еретиками и раскольниками, что они – враги Бога и воюют против Него; св. апостол и евангелист Иоанн называет их «антихристами».

По всем этим причинам настоящее Правило, акривии ради, требует крещения всех еретиков и раскольников [4].

Данное Правило Карфагенского Собора при святом Киприане особенно актуально в наши дни, когда всеересь межхристианского и межрелигиозного экуменизма распространяется с бешеной скоростью. Для достижения своих целей экуменизм вынужден отбросить в сторону или пересмотреть основные принципы Православия, включая крещение. Он выдвигает понятие «крещального богословия» и «Разделённой Церкви», согласно которому Церковь – одна и включает в себя христиан любой «конфессии» с того момента, как они приняли крещение. Таким образом, все «христианские конфессии» якобы являются между собой «Церквами-сестрами». На основе модернистского и анти-святоотеческого «крещального богословия», «крещение» всех «христианских конфессий» является действительным, совершается ли оно традиционным троекратным погружением, или окроплением святой водой, или когда речь идет о «воздушном крещении»[2], или о других «символических» крещениях, которые встречаются, главным образом, в протестантских группировках. К сожалению, сегодня в экуменической среде уже утвердилось и активно продвигается позорное «крещальное богословие», богословский продукт ВСЦ, которое широко пропагандируется как элемент № 1 для единства между «церквами». Уже одно только это подрывает устои не только святоотеческого, но и Апостольского предания.

Чтобы представить, насколько глубоко зашла эта экуменическая коррозия, достаточно привести два примера из множества им подобных.

1) 17.04.2011 г. произошло массовое «крещение» 550 учеников начальной и средней школы во дворе храма Святого Марка в Белграде, совершенное викарием Блаженнейшего Патриарха Сербского, епископом Хвостненским Афанасием, которое было организовано комитетом по богословским вопросам Св. Белградско-Карловацкой Архиепископии, через излияние на голову воды и окропление святой водой по римо-католическому искаженному обряду [5].

2) В августе или сентябре 2012 г. в Мексиканской Митрополии, которая управляется Преосвящ. Митрополитом Мексиканским Афинагором, мы наблюдали следующую картину, неприемлемую для Православной веры. Священник лил из таза святую воду на голову младенца, а помощник держал под младенцем другой таз для сбора воды.

Можно ли считать такое действо Православным Крещением? Или троекратным погружением в купели? Не думаем!!! Это больше похоже на подражание действиям, совершаемым в папской религиозной общине [6].

Пусть нас не удивляет тот факт, что признание действительности крещения [инославных] подписали и некоторые «православные», и католические представители в Документе Смешанной Комиссии по богословскому диалогу в Баламанде в Ливане в 1993 г., в котором говорится: «Мы считаем это взаимное признание церковной сущности крещения, несмотря на наши разногласия, полностью соответствующим вечному учению обеих церквей» [7].

Здесь необходимо подчеркнуть, что в православной среде основным автором новаторского и антипатристического «крещального богословия» ВСЦ является Преосвящ. Митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас, официальный представитель Вселенского Патриархата в диалоге с католиками и сопредседатель Смешанной Комиссии по богословскому диалогу, который считается у экуменистов «главным богословом» нашего века, «святым отцом» экуменизма [8]. Вот какие позорные и богохульные речи говорил Преосвящ. Митр. Пергамский:

«Если принять во внимание правила древней Церкви, то мы можем говорить о границах Церкви на основе, я бы предложил, крещального единства… Крещение создает некую границу Церкви. Теперь с помощью этой крещальной границы становится понятным, где существует разделение, но любое разделение в этих границах – не то же самое, что разделение, которое существует между Церковью и теми, кто находится за этой крещальной границей… Я думаю, что мы должны серьезно отнестись к крещальным границам Церкви и признать, что вне крещения не существует Церкви. Но даже если в пределах крещения и существует расщепление, разделение, раскол, то все равно можно говорить о Церкви… На мой взгляд, хорошо уже то, что Православные хотя бы участвуют в экуменическом движении крещеных христиан, которые находятся в состоянии разделения, потому что не могут выражать ту же самую веру вместе. В прошлом это было недоступно из-за отсутствия любви, которое сейчас, слава Богу, исчезает» [9].

Полагаем, что всё вышесказанное совершенно очевидно и явно доказывает анти-святоотеческие и пост-патристические взгляды современных экуменистов, которые в целом могут быть охарактеризованы как «отцеборство». Но мы, следуя святым отцам и святому Киприану, «вопием изо всех сил, где только возможно», и исповедуем, что Церковь Христова – это Одна и Единственная, Неделимая, Единая, Святая, Соборная и Апостольская, Православная Церковь. Все остальные самочинные сборища суть ереси, расколы и лжерелигии. Одно и единственное Крещение Символа веры – это Православное крещение, и только оно является действительным. Все остальные «крещения» недействительны и лишены благодати. Есть только одна истинная вера – православная. Все остальные веры являются ложными.

 


[1] Κανών Καρχηδόνος / Правило Карфагенского Собора

[2] Еф. 4, 4-5

5 ΑΡΧΙΜ. ΓΕΩΡΓΙΟΣ ΚΑΨΑΝΗΣ, Ή ποιμαντική διακονία κατά τους Ιερούς Κανόνες,εκδ. Άθως 2003,  σσ. 156-157 / АРХИМ. ГЕОРГИОС КАПСАНИС, Пастырское служение по Священным Канонам, изд. Афон 2003, с. 156-157

[4] ΟΣΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Πηδάλιον, εκδ. Β.Ρηγόπουλος, Θεσ/κη 2003, σσ. 366-371 / ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ, Пидалион, изд. Β.Ригопулос, Салоники 2003, с. 366-371.

[5] ΜΗΤΡ. ΠΕΙΡΑΙΩΣ ΣΕΡΑΦΕΙΜ, «Απαράδεκτος, αντικανονική καί άθεσμος στρέβλωσις του μυστηρίου του Βαπτίσματος υπό της Σερβικής Εκκλησίας», Θεοδρομία ΙΓ2 (Απρίλιος- Ιούνιος 2011) 205-211 / МИТР. ПИРЕЙСКИЙ СЕРАФИМ, «Неприемлемое, антиканоническое и противозаконное искажение таинства крещения Сербской церковью», Теодромия ΙΓ2 (апрель — июнь 2011) 205-211.

[6] http://aktines.blogspot.gr/2012/08/blog-post_2683.html καί «Βαπτίσεις εις τό Μεξικόν υπό Ορθοδόξων κατά τρόπον πού ομοιάζει μέ των Παπικών», Ορθόδοξος Τύπος (14-9-2012) 1) / http://aktines.blogspot.gr/2012/08/blog-post_2683.html и «Православные Крещения в Мексике по обряду, напоминающему католический», Ортодоксос Типос (14-9-2012) 1).

[7] ΜΗΤΡ. ΝΑΥΠΑΚΤΟΥ ΙΕΡΟΘΕΟΣ ΒΛΑΧΟΣ, Η Βαπτισματική Θεολογία, και Ορθόδοξος Χριστιανικός Αγωνιστικός Σύλλογος «ΑΓΙΟΣ ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΣΤΟΥΔΙΤΗΣ» καί Φιλορθόδοξος Ένωσις «ΚΟΣΜΑΣ ΦΛΑΜΙΑΤΟΣ»,  «Οι βασικές κακοδοξίες του αιρετικού επισκόπου κ. Ζηζιούλα», Κοσμάς Φλαμιάτος 10 (Σεπτέμβριος-Οκτώβριος 2011) 12 / МИТР. НАВПАКТСКИЙ ИЕРОФЕЙ ВЛАХОС, Крещальное богословие, и Христианско-православное объединение борьбы за веру «СВЯТОЙ ФЕОДОР СТУДИТ» и Союз Друзей Православия «КОСЬМА ФЛАМИАТСКИЙ», «Основные заблуждения еретичествующего епископа Зизиуласа», Косьма Фламиатский 10 (сентябрь-октябрь 2011) 12.

[8] ΙΩΑΝΝΗΣ Ν. ΜΑΡΚΑΣ, «Οι «πατρομάχοι» της Ακαδημίας Θεολογικών Σπουδών καί οι όψιμοι υπερασπιστές τους. Αναίρεσις θέσεων του Αρχιμανδρίτου  π. Αθανασίου Κολλά», Θεοδρομία ΙΓ2  (Απρίλιος-Ιούνιος 2011) 288, 304 καί Ελευθεροτυπία (1.6.2009) 49 / ИОАНН Н. МАРКАС, «Отцеборцы» Богословской Академии и их запоздалые защитники. Опровержение доводов Архимандрита Афанасия Колласа», Теодромия ΙΓ2  (апрель-июнь 2011) 288, 304 и Элефтеротипия (1.6.2009) 49.

[9] ΙΩΑΝΝΗΣ ΖΗΖΙΟΥΛΑΣ, «Orthodox Ecclesiology and the Ecumenical Movement», Sourozh DiocesanMagazine [Αγγλία] 21 (1985) 16) καί ΠΡΕΣΒ. ΠΕΤΡΟΣ HEERS, «Τό Μυστήριο του Βαπτίσματος καί η ενότητα της Εκκλησίας˙ η ιδέα της «Βαπτισματικής Ενότητας» καί η αποδοχή της από τούς Ορθοδόξους Οικουμενιστές», Εν Συνειδήσει˙ Οικουμενισμός˙ ιστορική καί κριτική προσέγγιση, έκδ. Ι.Μ.Μεγ.Μετεώρου, Άγια Μετέωρα, Ιούνιος 2009, σ. 117) / ИОАНН ЗИЗИУЛАС, «Православная экклесиология и экуменическое движение», Приходской журнал Сурожской епархии» [Англия] 21 (1985) 16) и ПРЕСВ. ПЕТР ХИИРС, «Таинство Крещения и единство Церкви: идея «крещального единства» и ее принятие православными экуменистами», Сознательный экуменизм: историко-критический подход, изд. Большие Метеоры, Святые Метеоры, июнь 2009, с. 117).