Проповедь епископа Порфирия на начало Рождественского поста 27 ноября 2021 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы вступаем, дорогие братья и сестры, в празднование воскресного дня, малой Пасхи, и одновременно вступаем в поприще святого Рождественского поста. Это дни приготовления к великому, міроспасительному празднику Рождества Христова. В этом состоит вневременной, внеисторический смысл святого поста. Для нашего народа это время — особое. Время, когда он стоит перед лицом очередного исторического выбора и потому переживает противостояние внутри себя: идейное, идеологическое, социальное и политическое напряжение. Жизнь народов подобна движению глубокого моря. На поверхности — бури и шторма, и кажется, что в них происходит определение вектора исторического развития, эпохальные и исторические свершения. Однако в действительности великим и даже не великим победам предшествуют [духовные] явления в глубинах этого моря, то есть в глубинах человеческих сердец — там, где совершается либо духовная победа, либо духовное поражение.

Если народу дается великая историческая победа, это означает что одержана некая великая духовная и нравственная победа на духовном уровне. Победа, подобная 1945 году, означает, что народ совершил великий духовный подвиг. Если происходит историческое поражение, подобное 1991 или 1993 году, это означает, что на уровне нравственного выбора и духовной жизни произошло какое-то страшное сокрушение.

Какое же духовное противостояние происходит в наши дни? На протяжении двух последних веков современная культура и цивилизация как кокон развивалась вокруг главного своего смысла и стержня: вокруг мироощущения, сформулированного еще в 18 веке одним из основоположников Просвещения, великим математиком и философом Декартом, который кратко и ёмко сказал: Cogito ergo sum — «Я мыслю, следовательно, я существую». Ложность и ошибочность этого мировоззрения заключается в самом первом слове: «Я мыслю», потому что человек, который таким образом видит этот мир и себя в нем, смотрит на него из самого себя, а потому он не видит тех духовных и внешних сил, которые действуют на него. Он не понимает, что он не просто мыслит; в его сердце находится арена борьбы духовных сил зла и добра, диавола и Бога. А сам человек совершает лишь нравственный выбор.

Православному человеку не нужно объяснять, почему это именно так: православные христиане мыслят так на протяжении двух тысячелетий. Они понимают, что человек — не сам по себе, он не автономен в этом мире, в этой жизни. И не дай Бог прийти к такой иллюзии, что мы действуем как бы в безвоздушном пространстве, сами по себе ставим цели, достигаем определенных интересов, решаем задачи. Культура модерна и цивилизация, которая основана на этом ложном посыле и мировоззрении, строится вокруг защиты прав человека. Защищая «права человека», люди не замечают, что они таким образом защищают права темных сил, бесов, которые действуют через сердца людей. Мы в творениях наших Святых Отцов давно знаем об этом заблуждении, давно предупреждены святыми о том, что нельзя ни в коем случае сделать этой ошибки. Преподобный Андрей Критский в Великом покаянном каноне кратко сказал: «Я воздвиг самоистукан страстей» («Самоистукан бых страстьми»). Иоанн Лествичник и всё аскетическое святоотеческое предание показывает нам, как страсти человеческие растут из одного корня, который есть гордыня, самоутверждение.

Наш великий мыслитель и христианский пророк Федор Михайлович Достоевский, двухсотлетие со дня рождения которого мы недавно отмечали, показал, во что развивается это мировоззрение и эта система культуры и цивилизации. Он указал, что в людях закономерно возникает ощущение себя «богами». И в наше время, если мы посмотрим вокруг себя, то увидим тех страшных малолетних преступников, которые приходят с оружием в свои школы, и они пишут на своем знамени «Я — бог». Это их самоощущение.

Такое же самое міроощущение имеют мировые правители, которые обладают огромной властью и управляют целыми правительствами. Они вознамерились уничтожить большую часть человечества, 6 миллиардов людей, и оставить лишь небольшую часть. И не только это. Пользуясь возможностями технологии и науки, они вознамерились поднять руку и на самого человека, на самое сокровенное в человеке — на его личность, на образ Божий в нас, и сокрушить этот образ Божий с тем, чтобы сделать из человека нечто среднее между биологическим, техническим и цифровым существом. Это называется постчеловек, это называется конвергенция, это идеология трансгуманизма и постгуманизма, которая написана на знаменах этих могущественных міровых правителей.

Вот к чему пришла культура защиты прав человека. Эта концепция, внутри которой живет западная цивилизация на протяжении последних двух веков. А потому, зная это, мы понимаем, какая духовная победа должна быть одержана и где она одерживается. Одерживается она в наших сердцах.

Как она одерживается? Верой мы сокрушаем этот самый истукан, гордыню, ощущение себя центром Вселенной и источником жизни. Молитвой сокрушаются уже меньшие страсти, которые как злые змеи исходят из этого гнезда: страсть тщеславия, боязнь осуждения или ложного неприязненного о нас мнения среди окружающих; страсть животного страха перед незначительными и поистине не имеющими вечного значения вещами, в ущерб страху Божию. Множество страстей низменных, наших плотских страстей, наших привычек, привычек к удовольствию, к комфорту, неготовность поступиться чем-либо из этого, наша лень и наша неорганизованность. Все это преодолимо с помощью молитвы, но для того, чтобы молитва стала действенной, необходим пост. Когда апостолы не могли изгнать беса из человека, это совершил Сам Спаситель, их Учитель Христос. И Он объяснил им причину: «Сей же род (эти темные силы) не исходит иначе, как молитвой и постом». А потому, вступая в поприще святого поста, обратим особое внимание на это установление — не человеческое, но исходящее от Самого нашего Спасителя Иисуса Христа.

Ближайшую неделю до следующей субботы, когда празднуется Введение Пресвятой Богородицы во Храм, мы в монастыре проведем по уставу Великого Поста. Это удобное время для того, чтобы на первой же седмице поста настроить себя на духовный труд, на духовную работу, на покаяние и на исправление. И дай Бог, чтобы, вставая на этот путь, каждый из нас одержал хотя бы небольшую духовную победу внутри своего сердца. Ибо таким образом мы действенно, каждый из нас на своем месте, сможем послужить тому, чтобы исторический выбор всего нашего народа совершился ко благу и к спасению многих. Аминь.

Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=xC_JoJnUhKc