Проповедь в день памяти святого апостола Андрея Первозванного

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Отцы, матери, братья и сестры, спасибо за ваши святые молитвы!

Сегодня святая Православная церковь празднует память святого апостола Андрея Первозванного, которого мы можем с полным правом почитать как апостола русской земли. Большую часть своей жизни он проповедовал в наших краях, и был святым не только русской земли, но и святым крымской земли, проповедуя здесь Слово Божие и создавая православные церкви. И вот из Святого Писания, из Нового завета мы знаем, что он был благочестивым, богобоязненным юношей, отроком, всю жизнь воспитывался в благочестии. Он не вступил в брак, и стал учеником подвижника благочестия святого Иоанна Крестителя, который подвизался в пустыне, вкушая только то, что попадалось в пустыне — сушеную саранчу или дикий мед, ходил в таких подвижнических одеждах из верблюжьего волоса, которые раздирали кожу.

Святой Иоанн Креститель был сыном первосвященника из богатейшего рода, родившийся и выросший во дворце, но этот дворец он бросил, как никчемное место для пребывания. Он мог тоже стать первосвященником по праву своего рождения, но ушел в пустыню, так как ему хотелось ближе быть с Господом. А чем душа больше подвижничает, больше отказывается от мирских благ ради Бога, тем больше она принимает Бога в свою жизнь. Ибо мирские блага — комфорт, слава, честь, деньги — все, что наполняет нашу душу, наполняет как мусор. Душа наша как сосуд: если наполнишь его мусором денег, славы, комфорта, удобства, то там совсем мало остается для Бога, для настоящей радости и настоящей любви. Вот поэтому душа человеческая мало радуется, мало счастлива, мало любит, раз она наполнена не тем, что ей действительно нужно. И для того, чтобы больше любить, больше быть счастливым, нужно потихоньку, не убирая из своей жизни и материальные ценности, делать так, чтобы эти ценности переставали быть ценностями. Есть деньги — это просто инструмент, для того, чтобы творить добро, строить храмы, подавать милостыню, помогать содержанию святых православных церквей и оказывать помощь нуждающимся. Есть какая-то карьера и должность — это для того, чтобы я Богу служил, чтобы помогал Святой Матери-Церкви. Если какое-то вложение в людей – значит, нужно использовать для того, чтобы не услаждаться этим — ах какой я хороший! – не впадать в гордыню, сумасшествие и тщеславие, что «меня люди уважают», но использовать это для спасения своей души. Пусть все это не вредит душе, но будет обращено в пользу. И ценностью для православного христианина должно быть — не
деньги, не карьера, не мирские блага — дома, квартиры, машины и одежда. Нет, ценностью для каждого человека должно быть то, что и является истинной духовной ценностью — молитва, исповедь и причастие, служение Богу, возможность потрудиться для украшения святого православного храма. Простые дела мирские уходят в небытие, а дела духовные остаются в вечности.

И вот святой Иоанн Креститель бросил свой дворец, свое право быть первосвященником в израильском народе, быть принятым у царя, на царских пирах пиршествовать, получать уважение людей. Вот это все он бросил, ушел в пустыню, одел одежду из верблюжьего волоса — чтобы быть близко ко Христу, к Богу , к любви, потому что только это делает счастливым душу. Среди его учеников был будущий апостол
Андрей Первозванный. И когда Господь пришел к Иоанну Крестителю креститься на Иордан, тот сказал, показывая ученикам своим, в том числе Андрею: «вот Агнец Божий»*(*Св.Евангелие от Иоанна, глава 1, 36). Агнец Божий — это значит ягненок. В жертву за грехи израильского народа приносили ягнят. Они существа кроткие, смиренные — когда их режут, они полностью доверяют человеку. Это те существа, у которых нет греха, ибо животные не грешат, не знают ни добра, ни зла, но в жертву за грехи народа приносили этих агнцев, чтобы не проливалась больше кровь даже животных. Сам Господь принес Себя в жертву — кроткий, незлобивый, всецело доверяющий человеку. Зная
нашу немощь, зная, что мы перед Богом лукавим, обманываем Его, говоря: «А Бог в душе, можно не молиться, а мне денег не хватает самому, что толку, что я милостыню в три копейки кому-то подам, а что я на храм пожертвую, пусть священник сам строит — он богатый!» Господь все знает, что мы обманываем, прелюбодействуем, что мы лицемерим, что мы пьянствуем, что мы воруем, что Бога изгнали, но Он всецело доверяет нам яко агнец незлобивый и отдает Себя в наши руки.

Так было еще в Рождестве Его, когда Ирод устроил на Него облаву и, вырезая всех младенцев в Вифлееме, Господь отдавал Себя в руки наши. И когда проповедует слово Божие и любовь Божию Он отдает себя в руки истязателей, которые бьют и плюют на Него и распинают Его. Как агнец кроткий, Господь и Бог наш искупает все наши грехи, распинаясь на кресте и показывая нам: «Люди! Прощены все ваши грехи, приходите только в храм, все будет прощено, никого больше не надо будет резать — ни ягнят, ни коров, ни волов, ни горлиц, ни друг друга. Приходите на исповедь с грехами своими, и все будет прощено, ибо  распялся Господь за грехи наши и воскрес, и дал нам Тело и Кровь Свою для обновления души нашей».

И вот святой Иоанн Креститель говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 1, 29). И Андрей, воспринявший слова Иоанна всем сердцем, стал учеником и апостолом Господа Иисуса Христа одним из первых. Поэтому его так и назвали. И весь день провел он дома у Господа Иисуса Христа, где ему так понравилось, что он не хотел уходить. До позднего вечера пробыл он там, потом пришел к своему родному брату Симону и «говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 1, 41). Он сказал брату, что нашел того, кого ждет израильский народ, и познакомил его с Господом. А Господь впоследствии назовет Симона Петром, который станет верховным первоапостолом Петром. Позже, как мы знаем из Евангельской истории, Господь был распят и воскрес, а в Пятидесятницу Он послал Духа Святого на двенадцать апостолов и Пречистую Богородицу, чтобы эту благодать великую они почувствовали.

Без благодати нельзя совершить ничего в нашей жизни, и тем более таких дел великих, которые совершали апостолы, целые страны и народы обращая ко Христу. Без благодати нельзя было проделать тот путь босыми ногами, который проделал апостол Андрей или Матерь Божия или другие, ходя тысячи километров по нашей грешной земле в гораздо более тяжелые времена, чем сейчас. Тогда на дорогах грабили и убивали, не было никаких законов и не было никакой возможности покарать преступников. Апостолы приходили в дичайшие селения языческие, где убивали младенцев ради идолов, где не было нравственности и морали. Они шли по этим опасным местам, ведомые любовью к Богу, ведомые благодатью Святого Духа, ведомые духовной радостью. Тот, кто служит Богу, испытывает и получает от Бога такую радость, которую нигде и никогда он получить не может. Никакая сумма денег и должность, похвала человеческая не даст ту радость, которую человек получает, ибо Бог служит этому человеку, и Они вместе пребывают с любовью, премудростью, вместе со
счастьем, которое и есть Господь.

И вот апостол Андрей, придя на нашу Крымскую землю, прошел ее проповедуя и пошел дальше на север. Он пришел на то место, где через сотни лет будет град Киев. И еще тогда, когда он был на этих горах, он воздвиг крест свой и сказал, что на этом месте будет великая благодать, будет множество святых храмов.И действительно, мало где в мире столько золотых куполов возносится к небу и столько колокольного звона прославляет Бога и призывает верующих на молитву. Дошел апостол Андрей до севера наших стран, предание гласит, аж до Соловецких островов, и в селе Грузино в Архангельской области тоже водрузил крест свой.
Предание гласит, что он был и в Абхазии вместе с апостолом Симоном Кананитом, где Симон был убит за веру Христову. А потом апостол Андрей вернулся в те земли, которые сейчас принадлежат Турции, до этого они были в великой Византийской империей, в маленьком селении, которое называлось Византия, он создал православную общину и рукоположил апостола Стахия  в епископы. И далее пошел апостол Андрей в те места, которые сегодня называются Грецией, и там в городе Патра он проповедовал Христа и исцелял многих людей. Он исцелил жену градоначальника Егеата, исцелил его брата философа Стратоклия и пытался проповедовать Евангелие самому градоначальнику Егеату, но его проповедь вызвала в душе того только ярость.

Братья и сестры, так иногда бывает, ты говоришь о Христе человеку, а у него в душе ярость лютая — он кричит, топает ногами, вот священники такие сякие, вот церковь такая сякая. Но мы не должны об этом расстраиваться, потому что сами великие апостолы не могли к человеку достучаться, который изгнал из души своей Господа Иисуса Христа своими грехами, и сам Господь не может достучаться до такой души. Господь, умаляя Самого Себя, дает свободу человеческой личности: «Хочешь ты Меня любить – люби. Хочешь ненавидеть – ненавидь: это твое право. Хочешь ты в аду жить — живи в аду. Хочешь в раю жить — живи в раю». Поэтому ученик не больше учителя. Если человек изгнал Иисуса Христа из своей жизни, то ни апостолы, ни мы с вами
проповедовать ему не можем. Только вымолить его можно, подавая на литургию о здравии и спасении такого человека, подавая жертвы и милостыню.

И вот этот градоначальник Егеат испытывал к апостолу неукротимый гнев, несмотря на то, что жена его была исцелена от смертельной болезни и брат его, и явились эти и многие другие чудеса через апостола Андрея. Тем не менее Егеат, исполнившись ярости, потому что Христа выгнал из своей жизни, обезумел настолько, что не понимал ни благодарности, ни здравого смысла, ни правил приличия. Он безумен, тот кто выгнал Христа, ибо Христос — Он есть любовь и всякая радость, Он есть и премудрость. Егеат повелел распять апостола Андрея, в надежде что распятие, крестная казнь его запугает его, измучает, он будет плакать, стенать, просить о пощаде. Конечно, в безумии своем он не
понимал, что христианин — это тот человек, который распинает себя всю свою жизнь, всю свою жизнь прибивает себя ко кресту. Всю свою жизнь христианину особенно хочется совершить грех, потому что больше всех сатана искушает христиан, а еще больше тех, кто стоит при церкви — священников, монахов, епископов. Их он больше всего искушает, на них больше всего нападает, потому что они побеждают грех силой Божьей, они пребывают со Христом.

И вот когда апостола Андрея распинали, для того, чтобы еще больше его помучать на кресте, Егеат приказал не прибивать руки его ко кресту, а просто привязать, чтобы он не умер истечением крови, а умер от удушья, долго задыхаясь от нехватки воздуха. Этой казнью повелел Егеат убить апостола, и не таким крестом, на каком был распят Господь, а крестом в форме буквы Х. Сейчас такой крест известен во всем мире как Андреевский святой крест, и в начале 18 века он стал знаменем русского  православного военного флота. И вот, на таком кресте в виде буквы Х был распят и привязан апостол Андрей, и двое суток он умирал на этом кресте, конечно, невыразимо мучаясь, но и радуясь тоже невыразимо, ибо он со Христом пребывал на кресте. И вместо того, чтобы в страшных мучениях экономить каждый глоточек воздуха, апостол Андрей проповедовал многочисленным горожанам города Патры, которые собирались, чтобы послушать его. Он благовестил людям о вечной жизни — с любовью, без злобы, без обиды за то, что Егеат после исцеления своих близких не то, что спасибо не сказал, а предал страшной казни, обезумев, изгнав Христа из своей души, из своей жизни. Но, проповедуя вечную жизнь, апостол Андрей радовался, что уже скоро будет со Господом.

И вот Егеат еще в большем безумии и страхе увидел, что казнь не привела ни к каким результатам — апостол не плачет и не молит о пощаде, как это делают даже сильные воины, ибо тот, кто со Христом, не боится ничего и никогда, он все препобеждает. Жители не испуганы этой казнью, они, наоборот, внимают и понимают, какая великая благодать в христианах, какая великая вера, какой великий Бог у этих христиан. И все больше и больше людей склоняются к христианству. Егеат увидел, что ничего не достигает этой показательной казнью. Он повелел срочно отвязать апостола Андрея от креста, иначе его смерть будет ещё более знаменательной проповедью веры Христовой, так же как у любого христианина и жизнь его есть проповедь, и смерть есть проповедь. Но когда мучители бросились отвязывать апостола Андрея от креста, руки у них отнялись, и ничего сделать они не смогли. Так и предал Богу душу апостол Андрей, на кресте распятый, повторяя вслед за Спасителем: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой…»* (*Св.Евангелие от Луки, глава 23, 46)

И вот, братья и сестры, мы с вами – все те, кто имеет святое православное крещение и те, кто не имеет, но стремится к Богу — должны подражать житию великих православных святых. И из жития этих угодников Божьих мы с вами видим и понимаем слова апостола Павла, что «для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение»* (*Послание к Филиппийцам святого апостола Павла, глава 1, 21). Он говорит о том, что Христос и есть единственная настоящая жизнь — самая радостная жизнь, самая светлая жизнь — жизнь в любви, жизнь в благодати. Такова жизнь во Христе. Не во Христе жизни нет. И поэтому ученики и апостолы Христа шли за Богом, куда бы Господь их не вел — тысячи километров босиком в зиму и в лето, через разбойников, через все опасности, пойду, но со Христом и в Христе, ибо вне Христа нет радости. Убивают за Христа, распинают за Христа — пойду распинаться, ибо нет уже мне без Христа жизни, я не хочу жить уже без Христа той жизнью — примитивной, плоской, безрадостной и безгорестной. Нет в этой жизни, может быть, страданий и скорбей, тюрем и гонений за Христа, нету болезней за Христа, когда смеются и гонят христиан. Казалось бы, открыты храмы для молитвы, ничего не мешает спокойно и размеренно идти к Богу, преодолевая только свои собственные страсти. Но нет! Человек бежит от Бога — спрятался от Бога в воскресенье, не пошел на литургию, отсиделся с телефонной трубкой с подружкой в празднословии, поливая грязью. Ну не получил ты трудов, которые мы несем в храме, стоя на литургии, но и радости нет настоящей, и жизни нет настоящей. А христиане не хотят в эту жизнь возвращаться, но хотят пребывать со Христом, даже если угрожает смерть крестная. Со Христом все всегда преодолевается. Не страшны разбойники, холод и стужа, опасности и даже самые тяжелейшие физические страдания крестные, любые испытания не страшны со Христом.

Поэтому, возлюбленные Господом братья и сестры, давайте мы сегодня выгоним из своей жизни ненужные страдания, а страдания просто так — это когда мы отходим от Господа, когда набираем грехи в жизнь свою. Когда мы отходим от Бога, вот тогда и начинаются страдания, пустота, бессмысленность, отсутствие счастья, отсутствие надежды – как в сегодняшнем Евангелии согбенная женщина, которая
только видела землю под ногами своими, пока ее не исцелил Господь* (*Св.Евангелие от Луки, глава 13, 10-17). Вот точно так же человеческая душа, когда она в грехе пребывает — она искривлена, она видит только кусочек земли под ногами, душа эта во грехе пребывающая. Та душа, которая не исповедуется и не причащается Телу и Крови Христовой, в жизни ничего не видит – ни великой любви Божией, ни бесконечности, бесконечной жизни, которая ожидает наши души. Она не видит, что всегда и везде Господь помогает нам, моет ноги наши. И ничего не угрожает душе этой, и она видит, что бояться ей совершенно нечего, кроме грехов своих. А она боится — то пенсии, то войны, то соседей, в вечном страхе пребывает, а страх — это не жизнь.

Поэтому, братья и сестры, спасение наше состоит в том, чтобы мы укоряли не ближних своих в грехах их, а себя самого, и пришли сюда на исповедь вот такие согбенные от грехов своих, с искривленной душою, с искривленной ложью, что Бог в душе, с искривленной душою, что виноват в наших грехах президент, сосед, погода, люди, общество, искривлена душа наша. Но на исповеди душа выравнивается, Господь помогает восклониться нашей душе, поднять голову и видеть не только грязь под ногами нашими, а видеть, что мир наш бесконечен, мир наш — это любовь и вечная жизнь во Христе. Если ты не исповедуешься, никогда ты это не почувствуешь и не переживешь. Если ты не причащаешься, никогда Премудрость Божия не войдет в душу твою и в разум твой, и никогда ты не узнаешь, что такое любовь и бесстрашие во Христе, и что такое вечная жизнь. А вот во Христе человек уже начинает жить, и переживать, и чувствовать, он воскресает для жизни вечной.

Поэтому помоги нам, Господи, молитвами святого апостола Первозванного Андрея, покровителя нашей святой русской земли, и нашего русского военно-морского флота, и каждого из нас, чтобы мы с вами, братья и сестры, истину увидели в том, в чем она и есть, — в жизни с Богом. Истина в том, что часы и секунды, которые мы прожили с Богом, и есть единственная великая радость. А жизнь с Богом, наполнение событиями и радостными, и трудными — это и есть жизнь настоящая. Помоги нам, Господи, чтобы мы очищали душу свою от грехов своих, чтобы видели, что нам Господь уготовал уже и в этой жизни. Из начала, от рождения у нас есть Божья благодать и всякая святыня. Помоги нам, Господи, чтобы мы с вами эту святыню уже здесь начали переживать, и в вечности продолжили жить со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!