«Происходящее глубоко противоречит природе Церкви»

Священный Синод Русской Православной Церкви в своём заявлении выразил желание сделать всё, чтобы избежать раскола в мировом Православии
Священный Синод Русской Православной Церкви в своём заявлении выразил желание сделать всё, чтобы избежать раскола в мировом Православии, дал шанс Элладской Церкви сохранить лицо и воздержаться от признания «ПЦУ». Об этом сказал в комментарии заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП со ссылкой на foma.in.ua.

Отец Николай отметил, что оценил бы заявление Синода РПЦ как мудрое и взвешенное, потому что по форме ещё не было признания Элладской Церковью т.н. «ПЦУ». То, что произошло на Архиерейском соборе ЭПЦ 12 октября, — скорее выражение намерения признать. Но судят не за намерение, а за действие, подчеркнул священник.

Он также отметил, что факта признания — поминовения «предстоятеля» «ПЦУ» за богослужением или направления письма с признанием — ещё не было. «Поэтому Русская Церковь поступила очень правильно, фактически предупредив, что в случае, если такое произойдёт, Патриарх Кирилл прекратит поминовение за богослужением имени Предстоятеля ЭПЦ Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима», — продолжил священник.

Кроме того, отметил он, Русская Церковь своим заявлением сделала жест в сторону Элладской Церкви, которым даёт ей шанс в сложившейся ситуации сохранить лицо и воздержаться от признания раскольников. Как уже известно из СМИ, в Элладской Церкви сейчас происходят серьёзные внутренние споры о том, что на самом деле произошло на Соборе: кто-то из их архиереев считает, что решение о признании «ПЦУ» принято, а кто-то — нет, потому что не было голосования (так говорят, например, митрополиты Пирейский Серафим, Кифирский Серафим и др.). «В этой не совсем определённой ситуации позиция, которую выразила Русская Церковь, правильная и выверенная. Синод констатировал, что пока не будет евхаристического общения лишь с теми архиереями Элладской Церкви, которые сослужили с «ПЦУ», — это около пяти человек», — сказал о. Николай.

По большому счёту, подчеркнул зампред ОВЦС УПЦ МП, всё может решиться в эту субботу: поедет ли Архиепископ Иероним II на богослужение в Салоники (где будет служить Патриарх Варфоломей и, возможно, впервые будет поминовение имени Епифания Думенко) или не поедет. «Есть информация, что он может не поехать. Хотя, если и поедет и поминовение будет, то поминать раскольников будет патриарх Варфоломей, а не он. Будет ли Иероним поминать Епифания Думенко в следующее воскресенье? Покажет время», — добавил он.

«Русская Церковь делает всё, чтобы избежать раскола в мировом Православии. И даже если это случится, то не она будет виновницей раскола и прекращения евхаристического общения. Почему? Потому что Русская Церковь основывает своё решение на священных канонах. Между строк заявления Синода читается месседж: «Мы не хотим разрывать общение, но в случае, если Элладская Церковь пойдёт дальше, будем вынуждены это сделать, потому что так говорят каноны». Не потому, что так хочет Патриарх Кирилл или кто-нибудь другой, а потому что так говорят каноны», — подчеркнул о. Николай.

«Если говорить о последствиях заявления, касающихся духовенства и простых верующих, то в нём указано, что во время паломнических поездок не благословляется посещать те епархии Элладской Церкви, которые возглавляют архиереи, сослужившие с раскольниками. Наверное, паломническим службам уже в ближайшее время будет разослана информация, какие это епархии», — добавил он.

Сам Архиерейский собор Элладской Церкви 12 октября был проведён, отметил о. Николай, несколько лукаво, в результате чего часть греческих архиереев считает, что решение о признании «ПЦУ» принято, а часть — что нет. За этим угадывается почерк Фанара. СМИ сообщают, что почти каждый из выступивших на Соборе архиереев (всего выступило 33 из 80-ти) говорил что-то против Русской Церкви. То есть, продолжил священник, участники Собора не говорили об украинском церковном вопросе, не говорили о его экклезиологических сторонах — отсутствии у раскольников апостольского преемства, отлученных и анафематствованных клириках и пр., — а говорили, какая Москва плохая, как она, мол, угрожает всем, строит храмы по всему миру… «К сожалению, это похоже больше на обычную зависть, и это не уровень дискуссии Архиерейского собора!» — восклицает о. Николай.

«Может, я ошибаюсь, но у меня есть подозрение, что за проведением этого Собора стоит Фанар. Такое впечатление, что он был срежиссирован из Стамбула, откуда просто позвонили митрополитам и сказали, кто и что должен на Соборе говорить, «вставая по указке» друг за другом. Почему? Во-первых, потому что он был организован всего за неделю до его проведения — о Соборе заговорили лишь 7 октября. А во-вторых, он прошел в стиле, подобном стилю межправославных заседаний, которые ранее организовывали представители Константинопольского Патриархата на разных предсоборных совещаниях, в частности, в Шамбези (Швейцария). На этих заседаниях часто бывало, что представители Константинопольского Патриархата выслушивали аргументы представителей других Церквей, не соглашались с ними и говорили: «Ладно, времени уже нет, давайте рабочая группа напишет заявление, а потом вы поставите под ним подписи». Затем комиссия писала нечто совершенно противоречащее тому, что говорилось в дискуссиях, но все-равно отражало позицию Константинопольского Патриархата и это выдавалось за всеправославное решение. И если кто-то потом протестовал, ему говорили, что решение уже принято, дискуссия завершена. Что-то подобное произошло на Соборе в Афинах 12 октября», — подчеркнул о. Николай.

«СМИ сообщают, что многие иерархи Элладской Церкви осознали неправильность произошедшего и не исключено, что в ближайшее время мы можем стать свидетелями некоторых дополнительных событий внутри Элладской Церкви, которая по этому вопросу переживает внутренний кризис. К сожалению, наши раскольники раскололи сначала украинское Православие, а теперь вносят раскол и в мировое Православие: сначала на их сторону стал Константинопольский Патриархат, теперь они порождают неурядицы внутри Элладской Церкви… При этом обвиняют во всём Русскую Церковь. А ведь это манипуляция», — отметил он.

«Чувствую, что всё происходящее глубоко противоречит природе Церкви. А всё, что неестественно для Церкви, будет рано или поздно отторгнуто Телом Церкви», — заключил протоиерей Николай Данилевич.