«ПРИМЕР ВЕРЫ, СТОЙКОСТИ И СТОЯНИЯ ЗА ПРАВОСЛАВИЕ ДО СМЕРТИ»

Беседа с прот. Владимиром Воробьевым о сщмч. Серафиме (Чичагове)

11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации», которое сфабриковала тройка УНКВД, был расстрелян один из самых ярких, смелых деятелей Русской Православной Церкви – митрополит Серафим (Чичагов).

Владыка Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в дворянской семье. Он получил первоклассное по тем временам образование: Санкт-Петербургская классическая гимназия, Пажеский корпус, Михайловская артиллерийская академия. В 1875 году в чине подпоручика Чичагов поступает в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. Через два года он – участник русско-турецкой войны…

О подвиге, таланте и страданиях этого пастыря мы беседуем с руководителем крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников Русской Церкви НИО НИПЦ ПСТГУ, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

– Отец Владимир, какое наследие после себя оставил святитель Серафим (Чичагов)? О чем мы должны знать, когда вспоминаем этого пастыря?

Тех, кто прославляет святого, и святой потом тоже прославляет. Так и случилось с офицером Чичаговым

– Его большая заслуга в том, что он исследовал и написал летопись Дивеевской обители. И тем самым практически подготовил канонизацию преподобного Серафима Саровского. Как часто говорится в житиях святых: тех, кто прославляет святого, и святой потом тоже прославляет. Так и случилось с офицером Чичаговым: он получил имя Серафим в постриге, а позднее был прославлен как священномученик.

С отцом Владимиром Воробьевым мы беседуем в домике при храме Воскресения Христова в Кадашах. У протоиерея Александра Салтыкова – его двоюродного брата – день ангела. Поэтому времени на интервью в обрез. Курсивом даю то, о чем мы не говорили, но без чего оценить весь масштаб личности святого Серафима (Чичагова) весьма трудно.

В 1878 году по возвращении с театра военных действий Леонид Чичагов встретился с любимым пастырем царской России – протоиереем Иоанном Кронштадтским. С тех пор для молодого офицера священник из Кронштадта – непререкаемый авторитет. С отцом Иоанном он советуется по духовным вопросам. От него и получает благословение стать священнослужителем. «Тверские епархиальные ведомости» позднее об этом сухо скажут: «Отец Иоанн Кронштадтский, у которого он проходил искус послушания, благословил его быть священником» (1914. № 15. 14 апреля).– Отец Владимир, получается, что те, кто выносил смертный приговор владыке, не посчитались с его заслугами, с тем, что он воевал за Россию, награжден орденами?

– Он жил в очень трудное время. Современный человек даже не может представить себе, что выпало на долю того поколения. Были очень страшные испытания и муки. Их нужно было терпеть. Нужно было находить правильный путь церковной жизни в то время. Митрополит Серафим был на разных кафедрах: Орловской, Кишиневской, Тверской, Варшавской, а с 1928 года – на Ленинградской, но был с этой кафедры смещен в 1933 году. С 1922 по 1928 годы несколько раз арестовывался и отправлялся в ссылку. Но и когда владыка был уже совсем старым человеком и жил в Подмосковье, в Удельной, его не оставили в покое. Больного старика арестовали, подвергли унижениям и пыткам.

– Известно, как митрополит Серафим (Чичагов) переносил эти пытки и страдания?

– Известно, что он был расстрелян на Бутовском полигоне. Известно, что его, больного, вытащили из его кельи. И сохранившаяся фотография, сделанная перед расстрелом, очень выразительно показывает, до чего довели его. Он в ужасном виде предстает на этом фото. И это человек, имевший офицерскую выправку!

Здесь необходимо уточнить, что во время русско-турецкой войны Леонид Чичагов получил три ордена: святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», святого Станислава III степени с мечами и бантом и святой Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем). Еще он получил саблю с дарственной надписью от императора (за осаду и взятие Плевны). И это далеко не все награды. Поэтому неудивительно, что отец Владимир Воробьев упоминает про выправку владыки Серафима (Чичагова). Он был не просто человеком служивым, он был отличившимся героем.

Владыка Серафим был в таком преклонном возрасте, что сам арест и заключение были для него огромным страданием

– Он был очень представительным, красивым человеком. А на этой последней фотографии перед нами предстает измученный старик с всклокоченной бородой. Как будто его только что били. Мы не знаем точно, били его или не били. Но он был в таком преклонном возрасте, что сам арест и заключение были для него огромным страданием. Трудно представить, как это все можно было вообще выдержать.

Действительно, мы не знаем, каким унижениям и пыткам он подвергся. Но мы точно знаем, что 30 ноября 1937 года тяжело больного почти 82-х летнего владыку Серафима вынесли на носилках прямо из дома. Машина для арестантов, имевшая вид «Скорой помощи», привезла пожилого человека в Таганскую тюрьму. Ему оставалось жить считанные дни…

– Он был ведь очень разносторонним человеком?

– Да, это был очень талантливый человек. Его перу принадлежало множество самых разных сочинений. В частности, он занимался медициной и оставил весьма значимые работы в этой области. И еще мы знаем, что он написал образ Спасителя в хитоне. Этот образ находится в храме Илии Пророка Обыденного. Владыка Серафим очень много всего успел сделать за свою жизнь.

Игумения Серафима (Черная-Чичагова)Игумения Серафима (Черная-Чичагова)

Его прославлению очень способствовала его племянница. Она тоже приняла монашеский постриг с именем Серафима. И стала первой игуменией возрожденного Новодевичьего монастыря. Много потрудилась и над жизнеописанием владыки Серафима.Примечательно, что в московском храме Илии Пророка сохранился и еще один образ, написанный будущим новомучеником – священником Леонидом Чичаговым – в 1890-е годы. Это «икона преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне». Преподобный, в лаптях и белом балахоне, с непокрытой головой, с медным наперсным крестом на груди сугубо молится на большом плоском камне в ночном лесу.

Известно, что будущий святой владыка посещал Дивеево. Здесь он встретился с монахиней Пелагеей. И услышал ее слова: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Позднее, действительно, он получил аудиенцию у императора Николая II, передал ему свою книгу. Этот эпизод значительно ускорил процесс канонизации Серафима Саровского.

– Отец Владимир, вы сказали, что священномученик Серафим занимался медициной. Что вам известно о его советах по поводу правильного питания?

– Мне неизвестны его какие-то конкретные рекомендации о том, как правильно питаться в пост. Но поучительно – и не только в пост – читать проповеди и наставления таких духовных людей, каким был владыка Серафим.

– Какую роль в истории Русской Церкви сыграл владыка Серафим?

Очень уничижительно говорилось о России XIX века. А на самом деле в минуты трудные вырастали гиганты духа

– В то время наша Церковь явила миру сонм великих подвижников, великих мучеников и исповедников, которые своими страданиями и отстояли веру нашу. Тогда были разговоры, что Русь деградирует: и вера потеряна, и государство распалось. Очень уничижительно говорилось о России XIX века. А на самом деле в минуты трудные вырастали гиганты духа. Появился такой величайший сонм святых, которые в ответ на зло, насилие, гонение, ложь, неверие показали горячую пламенную веру и силу духа, любовь к Богу и ближним.

– Мощи священномученика Серафима так и не обретены?

– В Бутово расстреливали на краю рвов. Привозили людей сотнями. И эти рвы были наполнены доверху телами убитых людей. Сейчас все эти кости перемешаны. Очень трудно опознать кого-то конкретно. Можно сказать, что весь полигон в Бутово – одна огромная братская могила.

– Какой пример священномученик Серафим (Чичагов) являет для нас сегодня?

– Пример веры, стойкости и стояния за Православие до смерти.