Преподобный Никифор Безмовник, учитель святого Григория Паламы. День памяти — 17 мая

Святая гора АфонЖелая исповедовать истинную веру не только на словах и в трактатах, но и всей жизнью, Никифор принял монаше­ство на Святой Горе Афон — в очаге добродетелей и месте перехода от земли к Небу.

Святой Никифор был родом из Италии. Он обратился в Право­славие и, покинув страну и семью из любви к истине, отпра­вился в Византию. После компромиссной унии с латинской Церковью, подписанной во время Лионского Собора (1274) императором Михаилом VIII Палеологом, св. Никифора от­правили в ссылку. Возможно, именно тогда он написал трак­тат «Об исхождении Святого Духа».

Желая исповедовать истинную веру не только на словах и в трактатах, но и всей жизнью, Никифор принял монаше­ство на Святой Горе Афон — в очаге добродетелей и месте перехода от земли к Небу. Многие годы он смиренно слушал­ся старцев и постиг основы святого безмолвия, науки всех наук. Он основал маленькую общину на самых отдаленных склонах Афона, где основная часть жизни посвящалась хра­нению помыслов и внутренней молитве.

Для приготовления учеников к борьбе с силами тьмы св. Никифор написал антологию с отрывками из житий и произведений святых отцов под названием «О трезвении и хранении сердца». Но он заметил, что многие начи­нающие ученики никак не могут обуздать неустойчивость ума и молиться не отвлекаясь. Тогда он им предложил про­стой и доступный способ найти место сердечное и в нем со вниманием поминать благословенное имя Иисуса Христа.

«Вы, которые желаете улучить благолепное божествен­ное просвещение Спасителя нашего Иисуса Христа, которые ищете восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь… ко­торые хотите сознательно и опытно Царствие Небесное су­щим внутрь вас познать и приять, — приидите, и я поведаю вам науку… или лучше метод, без труда и пота вводящий дей­ствующаго по нему в пристань бесстрастия и избавляющий его от страха прелести или падения от козней бесовских. … Ибо нам иначе невозможно с Богом примириться и сродниться, если прежде не возвратимся к себе самим, насколько сие в на­шей силе, или не войдем в себя самих, отторгая себя… от мирскаго кружения и суетной многозаботливости и привыкая не­отступно внимать сущему внутрь нас Царствию Небесному».

Перед рассказом об этом методе св. Никифор совету­ет ученикам вести тихий образ жизни вдалеке от всех забот и пребывать в мире со всеми. Затем он переходит к изложе­нию своего способа. Следует войти в келью и сесть в угол. Потом сосредото­читься умом, а дыханием ввести ум в сердце. Вначале это упражнение может показаться трудным и принудительным, так как неустойчивый ум восстает против такого стеснения. Но со временем он чувствует неописуемую радость, когда при каждом дыхании возвращается в самый очаг души, «как муж некий, бывший в отлучке от дома, когда возвратится, сам себя не помнит от радости, что опять увиделся с детьми и же­ною». Сведен ли ум в сердце или же только сосредоточива­ет свое внимание на дыхании, ум не должен оставаться без дела и действия, но должен отгонять все мысли и не пере­ставая внутри себя вопиять: Господи Иисусе Христе, поми­луй мя грешного!

Опираясь на собственный опыт, Никифор уверяет, что такое действие неизбежно откроет каждому место сердца. И «приидет… к тебе, при многовожделенном и сладостном внимании, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочие, ради коих потом всякое твое прошение исполняемо будет, о Христе Иисусе, Господе нашем…»[1]

Таков знаменитый метод молитвы исихастов, который был полностью принят теми, кто любит молитву, и вызвал столь сильные возражения со стороны рационалистов и привер­женцев сугубо внешней христианской жизни.

Среди учеников св. Никифора был св. Феолипт Филадель­фийский (1250-1322), высланный с Афона за исповедание Православия. Св. Никифор научил Феолипта Иисусовой молитве, а тот передал учение св. Григорию Паламе [пам. 14/27 ноября]. Св. Григорий дал этому методу богословское обоснование и показал основополагающее значение Иисусовой молитвы для православной духовности[2].

Св. Никифор дожил до глубокой старости. Он написал для своих учеников «Завещание», в котором советует хра­нить в чистоте веру в Святую Троицу. Преподобный мирно преставился в 1300 г.


[1] Перевод свт. Феофана Затворника (Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1993. С. 257-272) цитируется с небольшими изменениями.

Методы соединения Иисусовой молитвы с дыханием часто, но неверно сравниваются с духовными техниками, встречающимися во мно­гих мистических практиках (йога, буддизм, суфизм и т. п.). Основное различие состоит в преследуемой цели, но, кроме того, необходимо подчеркнуть, что для христианского подвижника речь идет не о технике, основанной на физиологии и методично ведущей к духовному состоянию, но о простом практическом средстве, помогающем ново­начальным бороться с невниманием. Аналогия часто вводила многих людей в заблуждение или вела к излишествам, вредным для здоровья и не приносящим никакой духовной пользы. Поэтому современные духовные отцы, например св. Игнатий Брянчанинов [пам. 30 апреля/13 мая] или Фео­фан Затворник [пам. 10/23 января], советуют своим ученикам более сосредото­чиваться на словах молитвы, чем доверяться определенному методу. Однако некоторые простые методы, например дыхательный, можно практиковать под руководством опытного духовного отца. Но надо помнить, что благодать остается безвозмездным даром, которым Бог наделяет по Своему усмотрению тех, кто поминает Его сердцем сми­ренным и сокрушенным.

[2]Основные биографические сведения о св. Никифоре приводятся св. Григорием Паламой, см.: Триады в защиту священнобезмолвствующих. II, 2, 2.