ПРЕДСКАЗАНИЯ ПРОРОКОВ О ХРИСТЕ

4. Часто, беседуя с иудеями, по причине жестокосердия их, Господь о многом говорил прикровенно, в загадочных выражениях и притчах, о чем также задолго было предсказано: «отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва» (Пс. LXX, 2). И премудрость бесед Его задолго предвозвестил пророк в словах: «излияся благодать во устнах Твоих» (Пс. XLIV, 3). О том же предсказал и другой пророк так: «се уразумеет Отрок Мой, и вознесется и прославится зело» (Ис. LII, 13). Тот же пророк, кратко повествуя о благодеяниях пришествия Его, соединенных с знамениями, говорил так: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Иса. LX, 1). И то было предсказано, что после столь многих благодеяний Его люди будут отвращаться от Него тщетно и напрасно, не имея повода ни в чем обвинять Его, ни в малом, ни в великом. Послушай, как Давид предвозвестил об этом: «с ненавидящими мира», говорит он, «бех мирен: егда глаголах им, боряху Мя туне» (Псал. CXIX, 6–7). Что Господь, возседая на жребяти, войдет в город, и это задолго предсказал Захария в таких словах: «радуйяся зело, дщи Сионя; проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах. IX, 9). – Он изгнал из храма торговавших голубями и менявших деньги (Матф. XXI, 12; Иоан. II, 15). Это сделал Он, ревнуя о доме Божием и вместе желая показать, что Он не противится Богу, но согласен с Отцем; посему и наказывал за дом Его, в котором производилась торговля. И это не оставлено без указания, но предсказал об этом пророк Давид, предвозвестив и намерение, с каким Христос совершал это наказание: «ревность дому Твоего», говорит он, «снеде Мя» (Псал. LXVIII, 10). Что может быть яснее этого? Христу предстояло быть преданным, и это предательство имел совершить тот, кто разделял с Ним трапезу. Посмотри, как и это предсказал тот же пророк в словах: «ядый хлебы Моя возвеличи на Мя запинание» (Псал. XL, 10). Заметь, как согласно с ним повествует евангелист: «омочивый со Мною в солило руку той Мя предаст» (Мат. XXVI, 23). Предатель не просто предал Господа, но продав драгоценную кровь Его и получив за нее деньги. И об этом не умолчал пророк, но указал и на безстыдныя условия и совещания врагов Христовых. «Боже», говорит он, «хвалы Моея не премолчи: яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася» (Псал. CVIII, 1). Тот же предатель, познав потом вину свою, бросил сребренники, прекратил жизнь свою, повесившись на дереве, оставив жену свою вдовою, детей – сиротами и дом опустевшим. Посмотри, как описывает пророк и это печальное событие: «да будут сынове его сири, и жена его вдова: движущеся да преселятся сынове и да изгнани будут из домов своих» (Псал. CVIII,9–10). Место предателя заступил Матфий; и это предсказал тот же пророк в словах: «епископство его да приимет ин» (Псал. CVIII,8). После того, как Христос был предан и добровольно отдал Себя в руки врагов, составилось из иудеев и язычников судилище, исполненное великаго беззакония. Посмотри, как и это предвозвещает пророк: «вскую», говорит он, «шаташася языцы, и людие поучишася тщетным» (Пс. II, 1)? И не только это предвозвестили пророки, но Исаия ясно сказал и о молчании Господа, которое Он хранил, когда окружавшие Его много говорили и обвиняли Его: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен: тако не отверзает уст Своих» (Иса.LIII, 7). Потом, показывая несправедливость приговора, Он присовокупляет: «во смирении Его суд Его взятся» (Иса.LIII,8), то есть, никто не судил о Нем справедливо; а далее объясняет и причину смерти Христовой. Он, как непорочный и невинный, не за Свои грехи страдал, но предан был за грехи вселенной; на то и другое, посмотри, как указал пророк: «яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (Иса.LIII,9). Этими словами он объяснил, почему и Христос был предан. Следует и другая причина: «ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть» (Иса.LIII,8). Желая показать не только причину, но и плоды крестной смерти Его, посмотри, как предвозвещает о том пророк: «вси», говорит, «яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы вси исцелехом» (Иса.LIII,5–6). Потом тот же пророк предрекает и наказание, которому имели подвергнуться иудеи за эти беззакония в следующих словах: «и дам лукавыя вместо погребения Его, и богатыя вместо смерти Его» (Иса.LIII,9). И Давид сказав: «отвержим от нас иго их», присовокупил: «живый на небесех посмеется им: тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею смятен я» (Пс. III, 3–5), разумея разсеяние иудеев по всей вселенной, о чем и сам Христос в Евангелии предсказал в следующих словах: «оны, иже не восхотеша Мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо Мною» (Лук. XIX, 27). Кроме того, сказав о смерти Господа, пророки не умолчали и о самом способе смерти, но и его изъяснил Давид так: «ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя» (Пс. XXI, 17–18). Не умолчал он и о беззаконии, совершенном после крестной смерти Христовой, сказав: «разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. XXI, 19). Далее, он сказал и о погребении Господа в словах: «положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней» (Пс. LXXXVII, 7). Посмотри, как он же предсказала и о том, что Христос воскреснет: «не оставиши», говорит, «душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс. XV, 10). И пророк Исаия о том же, только другими словами, предсказывает так: «Господь хощет очистити Его от язвы: явити Ему свет, оправдати праведнаго, благо служаща многим» (Иса. LIII, 10–11). Тот же пророк предсказал, что смерть Господа искупит людей от грехов: «и той грехи многих вознесе» (Иса. LIII, 12); и то, что Христос будет изгонять из людей демонов: «и крепких разделит корысти» (Иса. LIII, 12). Не умолчал он и о том, что Господь совершит это Своею смертию: «зане», говорит, «предана бысть на смерть душа Его» (Иса. LIII, 12); предсказал и то, что Христос получит власть над вселенною: «той наследит многих» (Иса. LIII, 12). Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы» (Пс. XXIII, 7); а Исаия говорит другими словами: «врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе» (Иса. XIV, 2), разумея здесь ад. Хотя это был ад, но он содержал души святыя и сосуды драгоценные, Авраама, Исаака и Иакова. Посему пророк и назвал их сокровищами, а темными потому, что тогда еще не озарило ада Солнце правды и не благовестило о воскресении. А что Господь по воскресении Своем не сопричтется ни к ангелам, ни к архангелам, ни к другой какой служебной силе, но возсядет на царском престоле, о том, послушай, как опять говорит Давид: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. CIX, 1).

5. Исаия предвозвестил потом, что Христос пошлет апостолов (на проповедь), в следующих словах: «коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая» (Иса. LII, 7). Заметь, как он прославляет телесные члены – ноги, которыя повсюду пронесли благовестников. А Давид объясняет и способ их победы: «Господь», говорит он, «даст глагол благовествующим силою многою» (Пс. LXVII, 12). Действительно они побеждали, не употребляя оружия, не издерживая денег, не силою телесною, не многочисленностию войск, и не иным каким-либо подобным средством, но простым словом, имевшим великую силу – силу знамений. Они проповедывали Распятаго и совершали знамения, и таким образом победили вселенную. Посему и говорит пророк: «Господь даст глагол благовествующим силою многою», разумея здесь чудеса. И подлинно, неизреченная сила была в том, что рыбарь, мытарь и скинотворец одними повелениями воскрешали мертвых, изгоняли демонов, избавляли от смерти, обуздывали языки философов, заграждали уста риторов, преодолевали царей и властителей, побеждали варваров, еллинов, весь род человеческий. Хорошо сказал пророк. Все это они совершали словом, и силою многою соделывали мертвых живыми, грешников – праведными, слепых – зрячими, изгоняя болезни из тела и пороки из души. А откуда явилась у них такая силаОт Духа Святаго, как и об этом сказано: «исполнишася Духа Свята; явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коекожде их» (Деян. II, 3–4). Мужчины и женщины стали пророчествовать, о чем также задолго предвозвестил Иоиль в словах: «излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши видения узрят, и юноты ваши сония увидят: ибо на рабы Моя и на рабыни Моя излию, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному» (Иоил. II, 28–30); под великим и просвещенным днем он разумеет здесь и день сошествия Духа и будущий день кончины мира. Тот же пророк предвозвещает и спасение верою (ибо и об этом не умолчано) так: «и будет всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Иоил. II,32).