Право верные в окатоличенной Польше: О Соборе мучеников Холмских и Подляшских
Бытовал даже термин Холмская Русь. Жители этой Руси говорили на своём диалекте русского языка, постепенно обособившегося в украинский язык, более точно который следует называть малорусским.
Так же и язык жителей Подляшья обособился в белорусский, как диалект великорусского языка, чтобы там ни выдумывали современные идеологи белорусского национализма, отрицающие родство русских и белорусов.
В 1940-х Холмщина и Подляшье оставались центрами Православия, и не просто Православия, а Русского Православия. Являясь юридически паствой автокефальной Польской Православной Церкви (ППЦ), они не теряли духовной связи с Русским Православием, ибо иную связь, кроме духовной, поддерживать с нею не могли. Коммунистические власти в Польше, разумеется, об укреплении отношений ППЦ с РПЦ не заботились.
В те годы в Польше орудовало бандподполье, не согласное с появлением на карте мира вместо прежней Речи Посполитой Польской Народной Республики. Сегодня их в Польше прославляют, снимают про них фильмы, пишут книги, их именами называют проспекты и улицы.
Им придумали благородное название «отверженные солдаты». Дескать, отвергла их родная Польша, объявила вне закона, подвергла преследованиям безстрашных патриотов, с оружием в руках боровшихся вплоть до конца 1950-х против союзников СССР — властей ПНР.
«Отверженные» в своём фанатизме постепенно инволюционировали в отъявленных бандитов. Шастая по лесам, они грабежами добывали себе пропитание, убивая «виновных» в сотрудничестве с властями ПНР — учителей, врачей, кассиров, милиционеров, польских и советских военнослужащих, выживших в страшных сражениях с гитлеровским рейхом.
Православное население Холмщины и Подляшья для «отверженных солдат» было лёгкой добычей. Безоружное, обезкровленное репрессиями пилсудчиков (сторонников Юзефа Пилсудского, правившего Польшей и определявшего её внутреннюю и внешнюю политику с 1918 по 1935 гг.), малочисленное, с трудом выжившее в условиях немецкой оккупации, и с трудом выживавшее в условиях бандеровского террора. Ведь для греко-католической ОУН-УПА православные тоже были целью для убийств.
Таким образом, в послевоенной Польше православные Холмщины и Подляшья оказались меж двух огней — между украинскими националистами из ОУН-УПА и польскими националистами из разных подпольных организаций и группировок («отверженными солдатами»).
Новомученики Холмские и Подляшские пали от рук последних. Священник Павел Швайк принял мученическую кончину в августе 1943 г., продолжая нести светоч Православной веры. О. Василий Мартыш был убит в 1945 г., во время налёта «отверженных» на его дом. О. Николай Голец был выведен из храма после службы, жестоко избит и казнен. О. Серей Захарчук, как и о. Василий Мартыш, был убит в своём доме, причём убийцы осквернили находившиеся там православные святыни. О. Петра Огризенко выволокли из храма прямо в облачении, мучили и казнили, место его погребения неизвестно. О. Лев Коробчук неоднократно подвергался издевкам и нападениям, пока, в конце концов, не был убит после жестоких мучений.
Всего в к сонму мучеников Холмских и Подляшских причислено 8 человек, убиенных лишь за то, что они были православными.
В годы правления Пилсудского в Польше царила антиправославная вакханалия. Были уничтожены сотни православных храмов, часовен и прочих святынь. В Варшаве был взорван монументальный собор Александра Невского, не простоявший и 15 лет. Среди уничтоженных сельских храмов и часовен были древние архитектурные памятники. Православных заставляли силой и давлением переходить в католичество, либо, на худой конец, в униатство.
Пилсудчики в 1940-х годов были носителями политического сознания, сформированного в ядовитой атмосфере диктатуры «дедушки Юзефа» («Дедушка» — революционный псевдоним Ю. Пилсудского).
Отъявленные и неисправимые пилсудчики были костяком «отверженного» бандподполья. Не удивительно, что они пошли на убийство православных. И не только священников, но и прихожан. И не только православных, но даже тех из униатов, кто симпатизировал Православию и общерусской идее (были и такие).
Галицко-русский деятель Юрий Демьянчик (бывший, к слову, студентом университета в Ростове-на-Дону в годы Первой Мировой) написал книгу «Кровавое злодеяние» об убийстве польскими шовинистами его отца-священника, трёх сестёр и зятя, тоже униатского священника 6 марта 1945 г. (резня в Скопове).
В России сейчас немало католических приходов. Как правило, их опекает Польша, а католические «священники», служащие в России, контактируют с польским посольством. К сожалению, католическую «церковь» польские власти вовлекают в свои политические игрища, напитывая юных прихожан потаённой злобой, рассказывая им исключительно (!) о репрессиях против католиков в СССР, изображая жизнь католиков в царской России тоже исключительно в чёрных тонах.
Под видом религиозных бесед из молодых российских католиков стараются слепить либеральных оппозиционеров: ставится под сомнение легитимность действий российского руководства на международной арене, звучит преувеличенная и необоснованная критика в адрес Кремля, идёт игра на юношеском честолюбии и категоричности. В 2018 г. в России состоятся президентские выборы, и Варшава уже спешит создать задел для будущих протестных акций.
Получается замкнутый круг: католические ксендзы подталкивают юную паству к протестным акциям, формируя у неё негативный образ России и российской политической действительности; потом, когда российская власть вынуждена будет принять контрмеры (а не принимать их она не может), ксендзы получат очередной повод обвинить Россию в тоталитаризме в стиле «Видите, мы же вам говорили…», и, опираясь на этот повод, снова призвать паству к борьбе с неисправимым российским тоталитаризмом. И так без конца, без края.
Российским католикам польские ксендзы никогда не расскажут правду о репрессиях против Православия в Речи Посполитой; о диктатуре Пилсудского и уничтожении его режимом сотен православных святынь; о терроре польского антикоммунистического бандподполья против православного населения Холмщины и Подляшья.
Российские католики никогда не услышат о книге Ю. Демьянчика «Кровавое злодеяние». Зато им всегда готовы рассказать о борьбе «отверженных солдат» против коммунистической диктатуры. О том, что «отверженные» сами тоже были диктаторами и убийцами, им не расскажут.
Но об этом расскажут жертвы польского бандподполья из числа новомучеников Холмских и Подляшских, светлую память которых мы поминаем 8 июня.