ПО КАНОНАМ И ПО ЛЮБВИ: СВЯЩЕННИК УПЦ МП ОТКАЗАЛСЯ ОТПЕВАТЬ ГРЕКО-КАТОЛИКОВ

В Свято-Успенской Святогорской лавре на Донетчине священник Украинской Православной Церкви Московского Патриархата отказал участнику АТО в просьбе отпеть его погибших сослуживцев из-за того, что они были греко-католиками — т.е. по сути католиками, сохранившими лишь внешнее частичное сходство с восточным обрядом, но предавшими Православие.

Об этом с возмущением рассказывается в программе военных журналистских расследований «Дорогами войны» на телеканале ZIK.

Инцидент произошел с неким Василием, участником АТО, который воевал на Востоке в составе добровольческого батальона «Айдар» в 2014-2015 годах за людей, захвативших власть в Киеве, против своих же земляков в Донецке и Луганске. Позже он обратился к православному священнику — священнослужителю Свято-Успенской Святогорской лавры Московского Патриархата со просьбой отпеть его друзей греко-католиков. И совершенно справедливо получил отказ.
«Можно отпеть крещенных и православных. Не крещенных и неправославных — нельзя», — сказал ему батюшка. Тогда мужчина уточнил, что его погибшие собратья были греко-католиками, но священник вновь ответил, что не будет отпевать таких бойцов, поскольку «они — еретики и вообще не в Церкви».

«Пусть идут на Запад и подают там. Нам с ними не по пути», — добавил священник, подчеркнув, что  «греко-католики — враги Бога».

Журналист, сообщивший об этом инциденте, высказал возмущение по этому поводу — как же можно отказать в отпевании усопшим войнам? Но, если разобраться, священник поступил правильно. Во-первых, он, слава Богу, не нарушил правил Церкви, согласно которым, иноверцы, еретики не являются ее членами и соответственно, не могут участвовать ни в обрядах, ни в Таинствах Церкви — как живые, так и усопшие. А также отказ — при правильном и смиренном его принятии — может послужить к вразумлении людей, относящих себя к греко-католикам или иным еретическим конфессиям. Ведь если их собратьев нельзя отпевать, то, значит, и их не смогут отпеть по той же причине — принадлежности к другой вере, еретической. С этой мысли человек может, задумавшись над различиями в вере, прийти к Православию — единой истинной вере.

Не так поступают экуменически настроенные священнослужители. Они могут согласиться отпеть человека, принадлежащего к любой вере (или, по крайней мере) к любой христианской конфессии. Но тем самым они духовно погубят того, кто обратился к ним с просьбой об отпевании, своим согласием внушив ему мысль об отсутствии различий в вере, о мнимой спасительности всех религий! Так внешнее доброжелательство и либеральность священнослужителя может привести обращающегося к нему человека, ничего не знающего о вере, к духовной смерти.