ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ ИКОН НЕОБХОДИМО И ПОЛЕЗНО

Почитание святых икон необходимо и полезноI. Преподобный Прокопий, память коего ныне, родился в области Десятиградия (посему и называется Декаполит, что с греческого значит – из страны Десятиградия), лежащей при море Галилейском, которую посещал некогда Господь Иисус Христос. Св. Прокопий принял в одной обители иночество и подвизался в посте и молитве. Когда настало иконоборчество, преподобный мужественно стал против иконоборцев, защищая правое и благочестивое почитание святых икон. За это, по повелению царя Льва Исаврянина, он был взят и подвергнут мукам. Его жестоко били, строгали железными когтями и ввергли в мрачную и смрадную темницу, где он томился до самой смерти императора – иконоборца. После того Прокопий получил свободу и жил опять в обители, предаваясь иноческим подвигам. Скончался в мире в начале 9-го века.

II. Братие! Как в древния времена были, так и ныне есть люди, кои, увлекаясь духом лжеименного разума, отвергали и отвергают поклонение святым иконам: посему, в день памяти страдальца за св. иконы, преп. Прокопия, благоприличным нахожу я предложить нечто любви вашей о святых иконах вообще, и о спасительном для всякого христианина почитании оных.

а) Чествование святых икон имеет свое основание в самом существе человека. Облеченный перстию, в настоящем его состоянии, неиначе он может видеть истину, как в образах и начертаниях. Плотский человек мир духовный, блага грядущия, Самаго Бога, а равно и святых Его может созерцать только в телесных, или вещественных изображениях. Как ветхозаветная Церковь взирала на грядущия, обетованныя ей блага? в сени и гаданиях: солнце правды – Иисуса Христа она видела издалека во мраке. Чада новозаветной Церкви хотя удостоились видеть Богочеловека очами телесными, удостоились осязать Его, по свидетельству возлюбленного ученика; но видение это не доставило им еще того блаженства, которое откроется, когда узрят Его якоже есть (1Иоан. III, 2). Таковаго познания, как говорит святый Григорий Богослов, в настоящей жизни не возможно иметь, сколько бы ум ни старался вытти из круга телесности. Так как познания о Боге не можем приобресть без чувственных начертаний: то Церковь Христова существенною принадлежностию и новозаветных храмов признала также обрядовыя таинственныя внешности, показывая тем чадам своим, что они ходят верою, а не видением. Что в ветхозаветной скинии были херувимы, кивот Господень осеняющие: то в новозаветной, благодатной суть иконы Христа Спасителя, Богоматери, ангелов, пророков, мучеников и всех святых. Пример сего обычая первоначально показал Сам Господь наш Иисус Христос, соблаговоливший послать на плате изображение божественного Своего лица к Авгарию царю эдесскому, как повествует история церкви. Евангелист Лука также оставил памятник труда собственных своих рук, – написание иконы Богородицы. Мужи святые последующих веков конечно видели необходимость употребления святых икон, когда, в бедственныя времена церкви, за почитание оных, соглашались страдать, пока богомудрая царица Ирина и святый патриарх Тарасий не утвердили на седьмом вселенском соборе истины иконопочитания.

б) Руководствуясь сим божественным постановлением святой церкви, вы можете, христиане, убедиться и сами в душеспасительной пользе святых икон. Иконы, подобно книгам, вразумляют нас о учении и святой жизни тех, коих лице изображают, как научает св. Григорий великий. Ты взираешь на икону предвечного Младенца, на руках Матерних держимаго: познавай тайну воплощения Сына Божия, непостижимое Его истощание для блаженства твоего. Пред тобою стоит икона Христа Спасителя, увенчанного терновым венцем, прободенного и распятаго; – читай в сей трогательной истории описание предвечныя жертвы, которую принес Собою закланный за тебя безсмертный Агнец. Там лики апостолов являются очам твоим; – воспоминай их проповедь, не красноречием, а силою креста победившую весь мир. Там изображения мучеников, исповедников, преподобных и праведных украшают стены храма Божия; научайся от них терпению, вере, целомудрию, любви и смирению. Да вселяется и в твоем сердце желание провождать христианскую жизнь, предпочитать вечныя, небесныя блага земным и тленным. Ибо не один взор, но и сердце назидается при благоговейном воззрении на святыя иконы.

Нет сомнения, что чествование иконы без подражания добродетелям начертанного на ней лица не составляет дела благочестия. От воззрения на вещественное мы должны обращаться к внутреннему и духовному, то есть, последовать примеру духовной жизни святых Божиих. Святый Златоуст, по любви к святому апостолу Павлу, имея пред собою Его икону, представлял живый образ учителя языков, почитал оный как бы истолкователем духа писаний апостольских, и смысл, который открывал в оных, поистине был плодом внушений того же Святаго Духа, Коим писал и святый апостол.

в) Но не довольно, христиане, взирать чувственным оком на святыя иконы; а должно, по учению православныя церкви, чествовать оныя благоговейно поклонением, лобзанием, возжжением светильников, и каждением фимиама. Эта честь святым иконам отнюдь не унижает истинного духовного поклонения Богу. Ибо находим ясные в св. писании примеры, которые показывают, что поклонение предметам, знаменующим присутствие Божие, не противно Его святости. Так патриарх Иаков место, на коем видел во сне Бога и ангелов Его, именует домом Божиим (Быт. XXVIII, 17), и освящает оное благоговейным поклонением. Так пророк Даниил, находясь в плену вавилонском, обращается в молитве своей в ту сторону, где по местоположению находился храм Иерусалимский (Дан. VI, 10). В сей мысли утверждает Псалмопевец, призывая к поклонению кивоту Господню. Возносите, говорит, Господа Бога нашего, и покланяйтесь подножию ног Его, яко свято есть (Псал. ХСVIII, 5); и также: поклонимся на месте, идеже стоясте нозе Его (Псал. СХХХII, 7), и еще: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем (Пс. V, 8). И если поклонение вещественному храму от сынов церкви ветхозаветной не было противно истинному благочестию: то конечно не противно благочестию и наше, христиане, поклонение вещественным иконам, поколику чрез оное воздаетея честь не веществу, но представляемому Лицу.

III. Итак в простоте сердца будем содержать твердо и нелицемерно учение святой православной церкви о должном чествовании и поклонении святым иконам, почитая их для славы Бога. Почитай святую нкону не иконы ради. Почитай не вещество ея, не древо, не медь, не сребро, не злато, не рукописанное художество, но воздавай чест Богу и святым Его, коих икона образует, как друзьям, рабам, и снаследиикам Христовым. Покланяйся иконам чудесами прославленным, не как началу чудес, но как орудию Бога всемогущаго, чрез которое Он являет силу Свою, подобно тому как явил многия исцеления верующим первенствующей церкви чрез тень св. апостола Петра и убрусы св. апостола Павла (Деян. V, 15 и XIX, 12), и как не престает поныне изливать дары духовные покланяющимся чудотворным иконам; покланяйся образом небесным, попирая все земное и чувственное, покоряя плоть духу. Лобызай иконы устами и сердцем; возжигай пред ними светильники, возноси фимиам, и в тоже время пламеней ко святым Божиим любовию; приноси им молитву искреннюю, подражай во всем праведной их жизни. В сем должно состоять духовное, истинное поклонение иконам, низводящее на нас блага небесныя и дары исцелений. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. слов. и речей» Кирилла, архиеписк. камен.-подольск., ч. II, изд. 1854 г.).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. — /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря