ПОСЛАНИЯ К МОНАХИНЕ ЕВЛОГИИ

Святитель Феолипт ФиладельфийскийПослания к монахине Евлогии Послание третье1. Письма, посланные [тобой] с Кидонатом, Карвоном и, наконец, с монахом Нифоном, имеют один смысл, хотя и написаны по различным поводам.Ведь даже если отчасти они толкуют о чем-либо ином, то по большей части касаются одного предмета.
2. А мои письма, предназначенные одно тебе, а другое – Агафонике, вполне достаточны, по благодати Христовой, для того, чтобы [вам] усовершаться во всяком деле и терпеливо переносить несчастья, обрушивающиеся [на вас] извне; они также содержат ответы на вопросы, поставленные в [твоих] письмах. Частое чтение [их], обновление памяти посредством такого чтения и польза, обретаемая посредством дел, [о которых говорится в этих письмах], весьма выгодны для того, кто стоит во главе [монастыря].
3. К сказанному в этих посланиях я могу добавить ныне следующее: искушения еще не одолели тебя, хотя ты все еще не изучила [науки] борьбы с ними; ты еще не ощутила [в полной мере] горечи этих искушений и не испробовала сладости, проистекающей из источника утешения – терпения, а поэтому приходишь в раздражение от случившихся [с тобой] малых огорчений. Ты еще [наслаждаешься] прогулкой по весне благополучия и питаешься утешением, [получаемым] от родителей, братьев, сродников, друзей и всех знакомых; получаешь удовольствие от благоуханий похвал, и услада расслабленности владеет тобой. Это притупляет [твое] ведение, делает косным разумение и заставляет цепенеть произволение, [то есть ослабляет те способности], которые подготавливают [человека к преодолению] трудностей. Вследствие чего и зима искушений медлит с приходом, поскольку ты немощна и не в силах перенести ее. Мать питает [свое] дитя в нежном возрасте молоком, а уже подросшему дает твердую пищу. Если скорби приближаются к тебе, знай, что они – малые; по Домостроительству благодати [Божией они посланы], чтобы ты посредством малых скорбей стала постепенно испытанной благодаря терпению. Если же, с другой стороны, на тебя обрушиваются тяжкие испытания, то знай, что Подвигоположник Христос уготовил для тебя многие награды. Ибо [Псалмопевец] изрекает: По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс 93:19).
4. [Заметь, что и] среди чувственных [благ] ни одно не достигается без труда. Земледелец выращивает хлеб с тяжким усилием; потоками пота достаются огороднику выращенные овощи; купец пересекает многие моря и реки и шествует долгими путями ради малой прибыли. А монаху скорби приносят подлинную радость. И грешник, и праведник спасаются искушениями: грешников постигают искушения для того, чтобы они заплатили долги своих грехов и, уцеломудрившись здесь скорбями, были избавлены от тамошних испытаний; с праведниками же приключаются искушения для того, чтобы смирилось их помышление, возносимое горе добродетелями, и чтобы не лишились они награды, хранимой для них Богом. Без огня и воды не закаливается меч, без клещей не приготавливается древесный уголь, а монах не увенчивается без добровольных трудов и невольных искушений. Добровольные труды и [приходящие] извне скорби суть клещи Божественного огня.
5. Если желаешь принять и зажечь [в себе] Божественный огонь, не расслабляйся в [своих] добровольных подвизаниях за добродетель и не уклоняйся от случающихся с тобой несчастий, ибо таким образом будешь иметь в себе Бога, словно огнь, поядающий всякий порок. Постигни смысл этого. Уразумей сияние, сокрытое в добровольных трудах и невольных напастях, и ум твой просветится сиянием ведения, а сердце возрадуется истинной радостью, которую никто не отнимет.
6. Подобно тому, как искры сыпятся, когда железом бьют по стали, так и душа, любящая Бога, когда она подвергается ударам внешних искушений, исторгает искры, рассыпаемые Божественными озарениями, и вся становится светом. Она может озарять и приближающихся к ней, которые видят блики сияния, исходящие из терпения ради любви к Богу, кротости и доброты ко всем, [присущих такой душе]. Добровольные труды подвизающегося уничтожают явные способы телесных наслаждений, а внешние напасти посрамляют и истребляют незримые страсти души – и таким образом созидается [наш] человек по Богу.