ПОСЛАНИЕ К ДЕВЕ, ПРЕДАННОЙ БОГУ

Послание к деве, преданной Богу

Святитель Иоанн Постник. О покаянии, воздержании и девстве
Слушай добрых советников. Духовные родители гораздо попечительнее плотских: они состраждут немощным; они говорят: Кто изнемогает, и не изнемогаю (2Кор. 11,29)? Посему должно прилагать врачевство слова: ибо душа, однажды причастившаяся греху и оставшаяся без печали, сильно усугубляет болезнь. Как искра, ежели упадет в какое-нибудь сгораемое вещество, поедает наконец все: так и грех, если вкрадется в мысли душевные и не будет исторгнут, после привосокупления других грехов делается уже к исторжению труднейшим, и непреоборимейшим по причине увеличившегося небрежения. Так с некоторыми случалось не редко, что, не угасив в начале пламени, несли чрезвычайное раззорение. Грех, не имеюший препятствия, проходит далее, уподобляется коню, оборвавшему узду и свергшему с себя всадника на землю. Доколе больные пользуются пособием врачей, дотоле можно бывает надеяться их выздоровления; но как скоро впадают в безпамятство, не остается никакой надежды; и причина сего заключается не в качестве болезни, но в том, что тогда никто их не врачует. И так заразу греха, как неукротимого коня, должно воспящать: ибо по смерти невозможно будет совершить ни добрых, ни отличных деяний, так как и подвижники по окончании игр не имеют уже случая получить венец.
35. И так, желая получить венец славы, будем стараться избежать поношения; ибо Апостол говорит: Чия работа сгорит, тот потеряет (1Кор. 3,15), поношения еще худщего: ибо, о если бы мы могли быть только опалены огнем! – Если же не хотим подвергнуться поношению, то и мы также не должны никого поносить: Не поноси, говорит Писание, человека обращающагося от греха. Ибо если прелюбодей, быв пойман, несет болезни и безчестие, и поношение его не изгладится (Прит. 6,32–33): то кольми паче понесет сие пред тем судилищем, на котором не искупится ни дарами, ни другим чем подобным. И так отверзай уста твои для Слова Божия и не говори праздного: ибо если дадим отчет за праздное слово, то кольми паче за дело несоответственное заповедям?
И так да не прельщает вас приятность вещей суетных. Ибо как нельзя поймать тени, так точно и того, за чем плотской человек гоняется: иное исчезает с окончанием жизни, иное еще прежде того, и все быстрее потока утекает. Напротив будущее не подлежит никакому изменению, не знает старости, не подвержено никакому превращению, непрестанно цветет, и пребывает в одном и том же прекраснейшем разнообразии. Не удивляйся сокровищам, которые не могут оставаться при одних и тех же владетелях, но меняют их, переходят от одного к другому, и от сего еще к третьему: все подобное должно презирать. Ибо довольно слушать одного говорящего:Видимая временна суть, невидимая же вечна (2Кор. 4,18). Написано: Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпилив (Псал. 3,12). Тебе нужно много бодрствовать, чтобы сохранить дом свой от разбойника. Супостат твой диавол старается повергнуть тебя, дабы ты не могла взойти туда, откуда он сам низпал. У него много козней. Беги от него, чтоб можно было тебе сказать: Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна (Псал. 90,3). Тебе нужен не только светильник, но и непрестанный свет по причине наветов обольстителей. Имея ноги, ты не можешь ходить, если не имеешь светильника – закона Божия. Имея руки, не можешь ничего взять ими, если не будет света. Имея глаза, ничего не можешь видеть, если не будет светящего святящего света. Ты всякий день в дороге; и потому должна иметь светильник, чтоб не низвергнуться в пропасть. Будь всегда выше сетей, взывая? буду привитать по горам, яко птица (Псал. 10,1), и кто даст ми крыле, яко голубине, и полещу и почию(Псал. 54,7)? Глаз именуется девою (korn, зрачок, и – дева) потому, что как он заключен как бы в некоторой храмине под двумя веками, так должна быть заключена и дева. И язык заключен двумя преградами, то есть, зубами и губами, чтобы, подобно целомудренной девице, не произносил ничего безрассудного, но чтоб, имея пред очами суд, говорил: сколь ужасна огненная река! как страшна оная тьма огненная и кромешная! каково оное скрежетание зубов! Сие представляя себе, угождай Жениху твоему Христу. Он теперь в отсутствии; храни для Него совесть до славного Его пришествия, воспевая:Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых (Псал. 118,109). Чем выше поднимаешься, тем ты безопаснее от сетей, так, что тогда можешь действительно говорить: Душа моя избавися, яко птица от сети ловящих(Псал. 123,7). Страшись всегда Судии; и если не стремишься к сожительству с Ангелами, то по крайней мере бойся жить с диаволом. Трезвись; ибо смерть приходит, как тать. Зажги светильник твой. Лампада твоя должна гореть, и – чтобы во время твоего не истощился елей! – Думая не о скорбях, но о радостном окончании их, не о ранах, но о почестях; исчисляй не нападающих, но благоугождающих. Святой Стефан взирал не долу – на камни, но горе – на венцы. Мученики положили души свои, а мы по крайней мере принесем раны свои. Сладок ночной сон; но будь уверена, что ничего нет усладительнее псалмопения. Тебе тяжко спать на земле? Но вспомни, что Мученики были повергаемы на горящие угли. У тебя весьма горько во рту от поста? Но Христос, сотворивший сладость меда, для тебя вкусил желчи. Ты плачешь о себе? Но ты никогда не плакала, как Павел, о спасении других. Сим утешай себя: краткое время труд, и во век века успокоение. облегчай труд надеждою; ибо за печалью следует радость. подумай, что временное удовольствие предуготовляет вечное мучение. Да не обратит диавол членов твоих, – ока, слуха, уст, руки, в стрелы против тебя; да не поразит он тебя стрелою объедения. Известно, как некогда народ Израильский, с помошью поста прешедший море, когда предался пьянству, на суше потерпел кораблекрушение. Взирай на их бедствие, и избегай падения. Ежели Владыка Христос не пощадил естественных ветвей; то не пощадит и тебя, когда вознерадишь: если же будешь подвизаться всею душою с чистою верою; то восторжествуешь со всеми Святыми, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу вкупе со Святым Духом, ныне и всегда, и в веки веков. Аминь.