«Попирание и отрицание семейных ценностей – характерная особенность «Матильды»


Юрист Марина Морозова о нарушении прав детей при выдаче прокатного удостоверения на кощунственный фильм …

При обсуждении вопроса о законности выдачи прокатного удостоверения на фильм «Матильда» упускается один очень важный аспект: правомерно ли такому фильму присвоена возрастная категория 16+? С точки зрения законов и Конституции каждый человек до 18 лет считается ребёнком и пользуется особым статусом как гражданин, нуждающийся в дополнительной защите и поддержке со стороны общества и государства.
В частности, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает распространять среди детей некоторые виды информации, среди которых «информация, отрицающая семейные ценности». При наличии в фильме такой информации Министерство культуры России обязано присвоить фильму возрастную категорию «18+».
Закон учитывает то значение, которое имеют правильные ориентиры в семейной жизни для отдельного человека и всего общества: от ситуации в семье зависит качество и продолжительность жизни человека, его здоровье, мироощущение, производительность труда и возможности самореализации. И всё это непосредственно сказывается на обществе в целом – его качестве жизни и жизнеспособности. История показала, что распад института семьи приводит к крайне негативным последствиям, поэтому невозможно переоценить важность укрепления семейных ценностей и института семьи как залога выживания и развития нашего народа. Не это предлагает зрителю фильм «Матильда».
Основные семейные ценности определены в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации:
«1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи…».
Таким образом, к семейным ценностям относятся:
— необходимость укрепления семьи;
— построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;
— добровольность брачного союза мужчины и женщины и другие принципы.
О наличии в фильме «Матильда» информации, отрицающей семейные ценности, можно сделать вывод, проанализировав опубликованные официальные трейлеры, поскольку трейлеры состоят из фрагментов фильма. Вот некоторые примеры:
1) Император Александр III одобрительно высказывается о супружеских изменах, изрекая, что все российские императоры, кроме него самого, «жили с балеринами», т.е. что супружеская измена являлась нормой жизни для руководителей российского государства. Это утверждение не только является аморальным и отрицающим семейные ценности (т.к. «укрепление семьи» подразумевает супружескую верность), но к тому же ещё и ложным – противоречащим историческим фактам о личности Александра III.
2) брат Александра III фотографирует балерин (для последующего показа фотографий Николаю II в другой сцене), при этом в сцене фотографирования персонажи называют это действо чем-то «лучшим, чем публичный дом». Тем самым, во-первых, у зрителя создаётся впечатление, что более старшие по возрасту родственники будущего царя Николая II занимались сводничеством и способствовали нарушению его целомудрия, вступлению в сексуальную связь до брака и без любви и впоследствии супружеским изменам. Во-вторых, намёк на публичный дом проводит сравнение с этим порочным заведением всей царской семьи (олицетворяющей российскую государственность) и уклада жизни россиян того времени, что является прямой ложью.
В данном случае ниспровергаются те же семейные ценности, что и описанные в примере 1:
— необходимость укрепления семьи;
— построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
Усугубляет ситуацию то, что отрицание семейных ценностей в фильме происходит на нескольких уровнях: в названных сценах фильма речь идёт о нарушении как норм поведения в семье законопослушного и следующего нормам морали гражданина Российской Империи, так и норм поведения в семье православного верующего, каковыми являлись российские императоры. Более того, каждый правитель России из рода Романовых согласно Законам Российской Империи являлся одновременно Главой Православной Церкви и проходил обряд помазания на царство, то есть являлся Помазанником Божьим и примером для подданных. Здоровью и развитию детей, которых воспитывают в православной вере, фильм «Матильда» наносит удвоенный вред.
3) Император Александр III в одной из сцен (трейлеров и фильма) обсуждает с сыном фотографию Кшесинской, якобы сделанную при участии брата Императора, и одобрительно высказывается о её внешних данных, а в другой сцене перед смертью просит М.Кшесинскую: «береги его {Николая II}», несмотря на ранее состоявшуюся по сюжету фильма помолвку Николая II с принцессой Алисой Гессенской. Иными словами, имея в виду утверждение этого персонажа о том, что все русские цари имели половую связь с балеринами, он сначала склоняет сына к блуду, а затем одобряет блуд и супружескую измену – что входит в противоречие сразу с несколькими семейными ценностями, закреплёнными в российском законодательстве.
Отягчающим обстоятельством является то, что в действительности и эта показанная в фильме сцена не основана на реальных событиях, а прямо им противоречит: Александр III более года до своей смерти нигде не встречал М.Кшесинскую, а перед смертью благословил на законный брак со своим сыном его будущую супругу принцессу Алису Гессенскую (в крещении Александру Фёдоровну).
Все показанные в трейлерах члены семьи Романовых представлены людьми, пренебрегающими семейными ценностями и нормами морали, что является приёмом отрицания семейных ценностей и притом полностью противоречит историческим фактам.
5) названные выше и ряд других сцен фильма, показанные в трейлерах, пытаются убедить зрителя, что Николай II и его невеста вступили в брак по расчёту без чувства любви, что не соответствует действительности и входит в противоречие с такими семейными ценностями Российской Федерации, как «построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов». Например, в фильме есть сцена, показывающая, что во время коронации Николай II, увидев Кшесинскую где-то под куполом собора, упал от переживаний в обморок, а Кшесинская бросилась к нему через весь зал с криком «Ники», — что создаёт у зрителя впечатление заключения женихом брака без любви вопреки страстной любви между ним и другой женщиной.
Однако Кшесинская не присутствовала на коронации, Николай II не падал в обморок, а любовь между Николаем II и его супругой Александрой Фёдоровной и их верность друг другу является общеизвестной. Эта глубокая и чистая любовь была пронесена ими с юности до мученического конца жизни, легла в основу их образцовой во всех отношениях семьи и описана в документальных источниках и исторической литературе как образец отношений между супругами.
С какой целью фильм внушает молодёжи ложь, что таких семейных отношений не существовало? Опорочивание достойных подражания семейных отношений вместо того, чтобы поставить их в пример, и создание у ребёнка впечатления о том, что вместо счастливого брака имели место измены, привороты и расчёт – один из приёмов отрицания семейных ценностей в фильме «Матильда». Вред от применения такого киноприема очевиден.
6) в фильме и трейлерах есть сцена, внушающая зрителю, что Александра Фёдоровна для создания и сохранения семьи занималась колдовством и для этого напала на Кшесинскую с ножом, чтобы получить её кровь, – что не только является ложью и кощунством в адрес Православной Святой, но и отрицает такие семейные ценности, как добровольность брачного союза мужчины и женщины, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. И так далее…
Таким образом, фильм «Матильда» во многих сценах содержит информацию, отрицающую семейные ценности, притом эти сцены фильма связаны сюжетной линией между собой таким образом, что создаётся впечатление отрицания семейных ценностей всеми персонажами фильма, начиная с Главы Православной Церкви Николая II (причисленного к Лику Святых).
Усугубляет ситуацию то, что в противовес этой картине тотального разврата и пошлости в фильме нет ни одного положительного образца или персонажа.
Ещё один – очень циничный — приём отрицания семейных ценностей в фильме «Матильда – приглашение на роль образцового семьянина Николая II немецкого актёра Ларса Айдингера, имеющего доминирующие порно-амплуа и амплуа сексуального извращенца.
Он играет главную роль, хотя порнография и различные извращения запрещены российским законодательством, и в случае показа предыдущих «произведений» с участием Айдингера в России он бы понёс здесь уголовную и административную ответственность. Выбор такого актёра говорит, как минимум, о низкой социальной ответственности создателей фильма.
Таким образом, попирание и отрицание семейных ценностей – характерная особенность фильма «Матильда». А значит, законных оснований разрешить его просмотр детям 16-17 лет у государства не имеется. Поскольку приведенные выше аргументы Министерство культуры игнорирует, уважаемые родители, проанализируйте их самостоятельно и принимайте на себя всю полноту ответственности за безопасное развитие ваших детей.