ПОЛЬЗА ОБЩЕЖИТИЯ

Прошу вас, уделите мне на малое время ваше внимание и внемлите словам моим, чтобы [вам лучше] постигнуть действие лукавого, обманывающего вас и убеждающего исполнять его желания, словно они являются вашими собственными. Ведь познав его лукавство, вы сможете, с [помощью] Божией, противостоять коварству [диавола] и сокрушить его жало.
Земледелец, собирая отовсюду различные саженцы, сажает их в одном месте, устраивает виноградник и проявляет многое старание, имея в виду [будущие] плоды. И Христос  – Земледелец [всяческих] благ – собрал вас из различных мест в одной обители и учредил киновию, дабы приносили все вы [своему] Владыке плод согласия и любви.
Итак, киновия есть избрание Христово, хор избранных, сонм посвятивших себя Богу, сообщество следующих Христу; она укрепляет Крест [Христов] и укрепляется им. Киновия есть божественный стан, священная рать, воинство Духа, сражающееся с духами лукавства. Киновия потому и называется «киновией», что монахи, соединившись вместе и собравшись в одно и то же жилище, создают общую обитель и [среди них царит] общая воля и общий дух; никто из живущих в киновии не имеет ничего собственного, которое могло бы отторгнуть от общего созвучия, согласия по Богу и обета, приносимого каждым перед Христом, когда [всякий монах обещает] оказывать послушание настоятелю и всему братству. Когда же один [из монашествующих] отделяет себя по собственной воле от единомысленного собрания братий, то враг тут же находит себе опору и, возобладав над одним, через него начинает подавлять и остальных. Отсюда происходят разделения, разногласия, распри, раздраи, волнения и смущения. [И получается, что] один питает к кому-либо [из братий] расположение, а к иным настроен враждебно; другой пребывает в согласии по своему желанию с кем-нибудь, а с прочими враждует и прекословит им. И таким образом киновия уже не представляет собою тело и отторгается у него глава, ибо презирается настоятель, а точнее – [Сам] Христос, членами Которого являемся все мы, а Он есть Глава всех нас. Безмолвствующий легко подвергается козням [лукавого], ибо он совершает свой путь в одиночку и, споткнувшись, не имеет помощника; включенный же в [воинский] строй братства подвизается с полнотой удостоверенности, обладая счастливым уделом иметь многих помощников. Ведь он помнит [сказанное]: «Не добро бытии человеку единому: сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2:18). Нехорошо уединение для одинокого, как нехорошо упрямство для своенравного, ибо «горе единому» (Еккл. 4:10). Наоборот, безопасно житие вместе со многими [братиями]. Ведь [Писание] гласит: «Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе?» (Пс. 132:1) и «брат от брата помогаем, яко град тверд» (Притч. 18:19), а также: «увещевайте друг друга» (1Фес. 5:11). Такова благодать киновии и такова помощь, [получаемая от] сообщества [братий].