О чтении житий святых: Поучение в день памяти пред. Кириака отшельника

О чтении житий святых: Поучение в день памяти пред. Кириака отшельника

Пр. Кириак, память коего празднуется ныне, родился в Карфагене и был сын священника. С малых лет Кириак пристрастился к чтению книг. От утра и до вечера он сидел за книгами, из которых узнавал о делах Божиих, направленных ко спасению человека. Вот он изучил библейскую историю и приступил к чтению житий святых. Это чтение окончательно утвердило его сердце, он выучил многия жития на память и захотел в своей жизни подражать им. Он удалился в пустыню и провел всю жизнь в подвигах.
Читайте, братия, жития святых, и вы, подобно Кириаку, найдете для себя много примеров, достойных подражания. Пример святых наставит и ободрит вас на добрыя дела. Велика и можно сказать неисчислима польза от чтения житий святых.
Уже одно то, что на чтении житий св. мучеников и других подвижников благочестия воспитывались древние христиане, отличавшиеся таким высоким благочестием, что мы даже дивимся их святости жизни, что чтение спасительных житий святых, в которых изображены высокие подвиги благочестия, многих грешников заставляло призадумываться над своею порочною жизнию и обращало их на путь христианской жизни, – что чтение житий святых было любимым чтением наших предков, почерпавших из них и страх Божий, и любовь к Богу, и сострадание к ближним, и полную преданность Промыслу Божию, и дивное терпение в перенесении самых тяжких испытаний, посылаемых им, – уже одно это говорит о великой, несравненной пользе чтения духовных повествований о жизни святых.
Прекрасно говорит «о воспитательном влиянии житий святыхъ» один глубокий знаток духовной письменности. «В сих книгах церковь ежедневно указует нам, говорит он, на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшаго покаяния и самоотвержения, дабы с одной стороны предохранить нас от ежедневных грехопадений, с другой – опытно вразумить, как возставать нам от грехопадений, с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния.
Ея священныя сказания по местам обширны, дабы насыщать душу, в которой раскрылся ненасытимый вкус к духовному; по местам кратки, дабы не обременить души ленивой; по местам оразноображены краткими словами нравоучительными, дабы деяние находило свою основу в отвлеченном правиле и истине, а истина отвлеченная тотчас же подтверждалась деянием и примером; они почти всегда просты, потому что истинны, и люди, собиравшие сии сказания, обыкновенно поставляли себе правилом изречение: «не буди, ми лгати на святыя»; в некоторых местах удивительно как простодушны, потому что люди, в них изображенные, были дети не света, а царствия Божия, упростившие природу свою до невинной природы младенческой, по слову Спасителя: «аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в царствие Божие»; повсюду назидательны и для благочестивого человека приятны, несмотря на простоту формы, на язык безыскусственный, заботящийся не о том, как он разсказывает, а о том, что повествует. Светский вкус, конечно, не найдет в них того огня, той живости и занимательности, какие любит находить в повествованиях мирских; но за то они не учат тому тонкому нечестию и благовидному разврату, которыми часто дышит плотская и страстная повесть света». («Чтения о церковной словесности или гомилетике» ордин. профес. киевской духовной академии Я. Амфитеатрова, ч. I, стр. 263).
Но как нам, братия, надо читать жития святых и что следует соблюдать, чтобы чтение житий было и благоугодным, и душеполезным? Жития святых, братие, – не простое светское писание, а духовное и спасительное, а потому и читать их нужно не только со вниманием, но и благоговением.
а) Неспешно читая, нужно прежде всего созерцать, т.е. живо напечатлевать в уме и сердце дивные подвиги земной жизни и славу небесного прославления святого, а затем чаще останавливаться и предаваться благоговейному размышлению по поводу прочитаннаго.
б) Необходимо, далее, углубляться внутрь себя и чутко прислушиваться к голосу совести, обличающей нашу греховность, зорко присматриваться, какое мы ничтожество и какая у нас нищета духовная, в сравнении с этими богатырями духа, исполинами веры!..
в) После того, братие мои, здесь же неотложно возбуждайте в себе и укрепляйте добрыя намерения идти по стопам св. наставников в вере и добродетелях.
г) Вместе с чтением житий дома, должно внимательно и благоговейно созерцать «икону» святаго в церкви; слушать все, что читается, поется и говорится здесь – «в церкви Божией» о св. угодниках Божиих.
Нельзя не привести здесь некоторых советов святителя Тихона Задонского касательно чтения вообще книг православно-христианского содержания.
«Нет никакой пользы, говорит он, книгу читать и не делать того, чему книга учит. По этому читающему книгу должно исполнять нижеследующее: 1) должен читать наипаче священное писание, а по нем – и другия христианские православныя книги, – читать не много листов и страниц, ибо много перечитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много разсуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемаго в книге понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и вперед поступай (т.-е. читай). Непонятное или от следующаго чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощию Божиею, пояснится. 4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся и твори доброе: сему всякая христианская православная книга учит. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был. Понеже злейшие бывают ученые и разумные глупцы, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить. «Разум кичит, а любовь созидает». 7) Чему сам с помощию Божиею научишься, тому и иных при случаях любовно учи, дабы семя посеянное росло и плод творило, достойный небесного царствия». (Из творений св. Тихона Задонскаго).
Молитвами преподобного отца нашего Кириака да даст нам Господь и любовь к чтению душеполезных житий святых, и подражание им!