О тираническом царстве антихриста. Св. Ириней Лионский

Апостол ясно показывает его богоотступничество, и что он будет превозноситься выше всего называемого Богом или святынею, т. е. выше всякого идола, ибо называемые у людей боги не суть боги, и что он тиранически будет стараться представить себя богом.
Сверх того апостол открыл и то, что во Иерусалиме храм был построен по распоряжению истинного Бога, ибо сам апостол от своего лица никого не называл Богом, кроме истинного Бога, Отца Господа нашего, по повелению Коего построен иерусалимский храм: в нем-то будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом, как и Господь говорит: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте (читающий да разумеет), тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет (Мф. 24, 15,16,17,21).
Даниил относительно конца последнего царства, т. е. десяти последних царей, между которыми разделится царство их, и на которых придет сын погибели, говорит, что у зверя вырастут десять рогов, и в средине их вырастет другой маленький рог. И что три рога из первых будут истреблены с его лица.
О нем и апостол Павел во втором послании к Фессалоникийцам, показывая также и причину его пришествия, так говорит: и тогда откроется беззаконник, которого Господь Исус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, которого пришествие по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными и со всяким неправедным обольщением для погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за cue пошлет им Бог действия заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверовавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол. 2, 8-12).
И Господь тоже говорил неверующим Ему: «Я пришел во имя Отца Моего, и вы не приняли Меня! Когда придет другой в свое время, то примете его » (Иоан. 5, 43), под другим разумея антихриста, который чужд Господа: он есть неправедный судья, о котором сказано Господом, что он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, к которому прибегла вдова, забывшая Бога, т. е. земной Иерусалим, об отмщении врагу.

олседмица же означает три года и шесть месяцев. Из всего этого открываются не только подробности богоотступничества и дела того, кто восстановит в себе все диавольское заблуждение, но и то, что один и тот же Бог-Отец, возвещенный пророками и открытый Христом. Ибо если Господь подтвердил пророчества Даниила о конце, говоря: когда увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом; ангел же Гавриил изъяснил Даниилу видения, а он есть архангел Творца мира, благовестивший Марии видимое пришествие и воплощение Христа, — то очевидно оказывается, что один и тот же Бог, пославший пророков и обещавший Сына и призвавший нас к познанию Своему.
Поелику в этом мире некоторые приходят к свету и чрез веру соединяются с Богом, а другие уклоняются от света и сами отделяются от Бога, то Слово Божие приходит и всем приготовляет приличное жилище, — тем, которые находятся в свете, чтобы наслаждались им и его благами, а тем, которые во тьме, чтобы терпели ее бедствия.
Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: и совершилось небо и земля, все украшение их. И совершил Бог в шестый день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмый почил от всех дел Своих, которые создал (Быт. 2, 1, 2). А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господень как тысяча лет, и как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год.
И посему во всякое время человек, вначале созданный руками Божиими, т. е. чрез Сына и Духа, делается по образу и по подобию Божию, так как отбрасываются плевела, которые суть отступничество, а пшеница, т. е. верою плодоносящие в Бога, убирается в житницу.
Поэтому для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и чрез терпение проникнутые словом Божиим и очищенные огнем годны были к царскому пиру. Так некто из наших, за свидетельство о Боге осужденный на съедение зверей, сказал: я пшеница Христова и буду измолот зубами зверей, чтобы мне оказаться чистым хлебом Божиим.
Все создано для человека спасаемого, чтобы то, что имеет свободное произволение и самовластие, сделать зрелым для бессмертия и удобнее приготовить его для вечной покорности Богу. И поэтому творение приспособлено человеку, ибо не человек для творения, но творение создано для человека.
Посему, когда Церковь в конце будет внезапно взята отсюда, то будет — сказано — скорбь, какой не было от начала и не будет. Ибо эта последняя борьба праведных, в которой они, победивши, увенчиваются бессмертием.
И потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати, его имя будет иметь число шестьсот шестьдесят шесть, потому что он восстановляет в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества.
Ибо все то изображение было предзнаменованием пришествия его и указывало, что ему одному должны поклонятся все люди. Итак, 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения, из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означает число имени того, в ком восстановляется все тысячелетнее отступничество, неправда, нечестие и лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный.
При таком положении дела, и когда это число стоит во всех лучших и древних списках Апокалипсиса, и сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют, и когда разум научает нас, что число имени зверя сообразно с греческим счислением, по буквам в нем содержащимся, заключает шестьсот шестьдесят шесть, т. е. столько же сотен и десятков, сколько единиц, — ибо одинаковое повторение числа шесть указывает на восстановление всего богоотступничества (антихриста), которое было в начале и средине и будет в конце времен, -то я не знаю, каким образом некоторые по неведению своему впали в заблуждение, исказив среднее число имени, отнимая от него пятьдесят и полагая вместо шести десятков один десяток.
И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали за истинное, потом таковой непременно подвергнется немалому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от писания. Кроме того и другая немалая опасность угрожает тем, которые ложно присваивают себе знание имени антихриста. Ибо если они полагают такое-то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты им, думая, будто еще нет того, кого надлежит остерегаться.
Посему такие люди должны узнать и возвратиться к истинному числу имени, чтобы не быть причисленными к лжепророкам. Но знающие верное число, возвещенное писанием, т. е. число 666, пусть, во-первых, допускают разделение царства между десятью, потом, во-вторых, когда эти цари будут царствовать и начнут исправлять свои дела и умножать свое царство, и неожиданно придет, присвояя себе царство, и приведет в страх помянутых царей кто-либо, имеющий в своем имени вышеозначенное число, — пусть признают, что этот поистине есть мерзость запустения. Это и апостол говорит: когда будут, говорит, мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба ( 1 Сол. 5, 3 ).
Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено, из которого придет, говоря: от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями (Иер. 8, 16). И поэтому сие племя не считается в Апокалипсисе в числе спасаемых (Апок. 7,5-7).
Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти — антихрист? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине, ибо имя Епанфас содержит искомое число, но я о нем ничего не утверждаю.
Кроме того оно имя древнее, правдоподобное, царское и более идущее к тирану. Посему, если имя Титан имеет в свою пользу так много оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако, не решусь утвердительно объявлять это за имя антихриста, зная, что если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана.
Он показывает число имени антихриста, чтобы мы остерегались, когда он придет, зная, кто он; имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого. Ибо если бы оно было возвещено им, то, может быть, он пребывал бы долгое время. А теперь, так как он был и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель (Апок. 17, 8), как будто бы не существовал, то имя его не возвещено, ибо имя несуществующего не возвещается.