О НЕПОСЛУШАНИИ В МАЛОВАЖНЫХ ДЕЛАХ

О непослушании в маловажных делахИз поучений преп. старца Зосимы (Верховского;†1833). Преслушание в маловажных вещах происходит от небрежения, или что не сильно уважительно почитает добродетель послушания, или не благоговеет как должно к наставнику и отцу своему, или не отверг еще мирского нрава и мудрования и не стяжал еще истинной кротости, смирения и простодушия, но управляется еще высокоумием и презорством. Или может быть смотрительно попускает Господь в маловажных и легких делах претыкаться, чтобы познавал немощь свою и безсилие, и просил со смирением Божией помощи, и пусть внемлет и хранит себя осторожно: ибо если бы строго и бодрственно внимал себе и своему спасению, то и к отцу пребывал бы непоколебим в любви и благоговении, со всякою покорностью и послушанием.
Преимущественно же такому, кто благодатью Божиею склонен ко всякому послушанию и желает быть в повиновении, и любит смиряться и терпеть уничижение, и привержен крепкою любовью к отцу своему, такому малое небрежение, оказываемое к послушанию, вменяется в тягчайшее прегрешение, ибо происходит от оставления осторожного хранения своей совести и умного трезвения, чрез что преткновением своим в послушании соделывает отцу своему печаль и болезнование, врагу же диаволу великое радование.
Некоторые от братий, как кровью, так болезненно противоборствуют и подвизаются против своего нрава и закоренелых страстных обычаев, а поэтому таким не дивно и претыкаться и падать в преслушание. Тот же, кому не трудно и любимо послушание, носим есть как на ладонях Божией благодати. Если вознерадит о столикой помощи Божией и даровании, то как вознебрегший, более как поругавшийся благодати Божией, отвержен будет от Бога и лишится Его Божественной помощи, по слову евангельскому: «кто не имеет» и кто думает иметь «у того отнимется» (Мф.13,12). И еще: срубите его, ибо всяк, не творящий по силе своей плода, «срубается и бросается в огонь» (Лк.3,9). Плод же Богу приносить подобает чистый, без скверной примеси. Ибо вещи хотя ничтожны суть и маловажные, но он, претыкался и побеждаясь в них, достоин найти большого осуждения и наказания, что малого и удобного не захотел сотворить Христа ради, и чрез то лишится венца послушнического, более же исповеднического. Может быть и осуждение примет, равное с тем неключимым рабом, который талант, вверенный ему от Господа, сокрыл в землю и не сотворил приобретения, по лености своей и небрежения.
От Патерика Алфавитного: 
Некогда пришли к блаженному Памво четыре скитянина, одетые в кожи, и каждый рассказывал о добродетели другого, когда его тут не было: один постился много; другой был нестяжателен; третий стяжал великую любовь; о четвертом же говорили, что он двадцать два года находится в повиновении у старца. Авва Памво отвечал им: говорю вам, что послушание сего есть добродетель высшая: каждый из вас по своей воле держит ту добродетель, которую он стяжал; а сей, отсекши свою волю, исполняет волю другого. Это суть исповедники, если они соблюдут послушание до конца.
И еще: пост доводит только до половины пути; второй — чистота, которая достигает до небес; третий друг — послушание, которое с дерзновением приводит к Богу.