О НЕДОВОЛЬСТВЕ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ

  1. Священномученик Мефодий, память коего совершается ныне, жил в конце III века и был епископом в г. Патаре, в Ликии. Он с молодых лет отличался любовию к Богу и церкви, потому вступил в церковный клир и сделался пресвитером, а затем и епископом. Он был очень ученым человеком. В его время шли споры по поводу Оригенова учения о предсуществовании душ и злых духах, и многие увлеклись сим учением. Св. Мефодий посредством поучений и сочинений обличал заблуждение. Немало огорчений терпел он за это. Наконец, принял и мученическую смерть за веру Христову. Св. Мефодий оставил много сочинений написанных очень красноречиво.

В сочинении о свободной воле в обличение недовольных своею участию Мефодий говорит: «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, разслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, – разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается, или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов».

  1. Обратим, братия, свое внимание в настоящий раз на эти слова св. священномученика Мефодия, «обличающия недовольство своим состоянием».

Недовольство своею участию, от котораго так часто люди впадают в зависть – общая болезнь. Весь род человеческий ничем не доволен. Например, если возьмем во внимание возрасты жизни, то увидим, что дети желают скорей быть взрослыми, молодые хотят казаться старыми, а старые остаются недовольны сединами, скрывают свои годы и с чувством недовольства спрашивают: «где же наша молодость?» Бездетный недоволен тем, что у него нет детей, а имеющий детей скучает, что обременен семейством. Каждый свое лишь горе считает слишком тяжелым. А есть такие, которые обладают по видимому всеми дарами счастия, между тем жалуются на свою участь. Притом, недовольство своим жребием не считают грехом.

Какия причины недовольства?

а) Первая причина – ненасытимая и слабая воля. Александр македонский завоевал почти всю Азию и не был доволен. Соломон наслаждался всем и имел все, чего только можно пожелать; – и однакож недовольствовался. – Крепкая воля всегда сказала бы недовольной душе: «теперь замолчи и будь наконец довольна!»

б) Вторая причина – леность и бездействие. Раб, о котором говорится в Евангелии, роптавший на господина, был ленив. Удивительно ли, после этого, что он не довольствовался одним талантом? Он не был бы доволен и тогда, если бы у него было пять талантов. Труд делает человека довольным, а леность, напротив, отнимает и то, что человек имеет: «а от неимущаго же, и еже мнится имети, взято будет от него».

в) Третья причина недовольства коренится в пристрастном сравнении себя с другими. Нам всегда кажется лучшим то положение, в котором находятся другие, и мы думаем, что были бы более счастливы и довольны в положении других. Но это пристрастныя сравнения себя с другими. Мы смотрим на одну только сторону жизни известнаго человека, которая ближе к нам, на его успехии преимущества: но не видим его внутренней жизни, которая может быть полна разных тревог, не обращаем еще внимания на то, – были ли бы достаточны наши силы и способности для того звания или состояния, в каком находится ближний наш? При этом мы допускаем новую ошибку: непременно сравниваем себя с теми, которые ушли вперед нас по внешнему благосостоянию, или более нас счастливы. Нет; если б мы, отбросив частности, внимательнее всмотрелись в свою жизнь, то увидели бы в ней много таких удобств и преимуществ, которых лишены другие, – увидели бы много таких лиц, которых положение в сравнении с нашим, так сказать, еще гораздо хуже. Когда ты несчастен, сравни свое несчастие с положением человека еще более тебя несчастнаго – и ты найдешь успокоение в твоем сердце. (См. «Соб. бог.» прот. Толмач.).

III. Братие! Оставив недовольство своею участию, что и неразумно, и грешно, поищем средства быть довольными своим положением. Средства к водворению в своей душе довольства своим жребием можно указать следующия.

а) Нужно сравнивать себя по дарам счастия более с теми, которые остаются позади нас, а не с особенными счастливцами, стоящими выше нас.

б) Нужно положить себе цель в жизни, и цель правильную. Предположенная цель в жизни будет сводить к единству наши мысли и желания; она будет занимать нас после пробуждения утром и до вечерняго сна; она будет постоянно возбуждать наши силы к деятельности. Эти цели, правда, и есть у многих, наприм. у художника его художество, у купца – торговля, у земледельца обработка его полей и т. д. Но в том-то опять беда наша, что большею частию цели жизни у нас неверны, что время их изменяет; например, художник почему либо больше не может заниматься своим художеством, равно как и купец, потерявший капитал, – торговлей: в таком случае эти люди начинают скучать, остаются недовольны своим жребием. Итак какая же верная и и неизменная цель в жизни каждаго человека? Это вообще труд для Бога, для спасения души, одним словом нужно искать «царствия Божия и правды его». Когда цель будет поставлена верно, тогда жизнь наполнена будет содержанием, и человеку некогда будет скучать и быть недовольным.

в) Нужно сознавать, что по грехам мы не стоим и того, что имеем, что только безмерное милосердие Божие дарует нам разнообразныя блага, которых мы не ценим, когда имеем. Неблагодарность к Богу за его безчисленныя благодеяния с одной стороны, с другой слишком высокое мнение о себе, – вот главный корень недовольства своим положением. Если истребить в человеке два этих чувства, он будет доволен и малым.

г) Наконец, возлюбленные мои во Христе братие и сестры, никогда не будем забывать, что богатство, честь, слава, удовольствия, безпрестанныя развлечения и разныя радости, которых ищет человек и не найдя которых завидует тем, кто ими окружен, поставляют человека в крайне опасное состояние, направляют его на ту широкую дорогу, идя по которой прямо можно притти к вечной погибели. Не будем же завидовать ни чему, что в этом мире почитается за земное счастие, и будем довольны своим состоянием бедности, болезней, упорнаго труда, разных скорбей, которыя легко могут нас привести в царствие небесное.

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковью, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 464-466. Электронный источник «Слово пастыря»