ОТПАДЕНИЕ ОТ БОГА И ХУЛА НА НЕГО

Все, что Господом учреждено, благодатно есть. И всякому все дается даром. Но иначе бывает в отношении к отпадающим от Господа. Тут неизбежен и собственный труд умилостивления Господа, и тем больший, чем чаще и грубее были отпадения. Искренность и сила сокрушения много сокращают сей труд умилостивления, но не исключают его. И совесть падавшего не смеет вдруг все себе присвоить. Тяготится и отчуждается. Вот тут в этом труде умилостивления многопомощны молитвы святых, и паче Матери Божией, и живых доброхотов молитвы много помочь могут. Когда в первый раз кто приходит к Господу приходящий приемлется сразу… а кто по падениях, не сразу. И тому долго приходится томиться, пока умилостивит Господа. Это свидетельствуют опыты многократные. Принятие падших опять в милость после трудов отзывается в совести. В древней церкви падшие публично несли покаяние. Этим не нарушается право приступать ко Господу, а только устанавливается порядок помилования.
По сему праву приступать ко Господу падший и ищет умилостивления. И сей приходящий не изгоняется вон, но держится еще в передней, или в сенях, по причине предшествовавшей неверности. Потому и надежду помилования он имеет, что Господь пришел взыскать погибшее… Но все же потрудись… ищи и толки в двери милосердия.

Мы слепы и не видим сего. А не видевши, ропщем… и хульно о Боге думаем, будто Он не прав. А Он все устрояет наилучшим образом.

Святитель Феофан Затворник