ОРУДИЕ ДУХА ВСЕГДА НАГОТОВЕ

Есть искушения, которые влекут нас ко греху. Эти искушения не могут происходить от Бога: Он свят, праведен, и всякий грех противен Ему. Они всегда происходят от плоти, от мира и дьявола. Плоть питает в себе семена греховных желаний и страстей; в мире увлекают ко греху нетвердых в благочестии порочные нравы и обычаи и соблазнительный образ жизни людей; а дьявол человекоубийца был искони, говорит Сам Спаситель (Иоан. 8, 44). Эти искушения продолжаются во всю жизнь, и самые Святые несвободны от них. Один инок, живший в пустыне, мучимый похотью плоти, пришел к преподобному Пахомию и рассказал о своей внутренней брани. «Чадо, – отвечал ему Преподобный, – не дивись сему. Вот ты видишь меня теперь человеком старым, сорок лет я не выхожу из келии и пекусь о своем спасении; но и доселе подобная твоей брань мне досаждает» (Прол. 15 Сент.).
Зная сие, братие, что мы должны делать? Должны постоянно быть внимательны к себе, к своим мыслям, намерениям и делам; бодрствовать над собою и облекаться во все те оружия, которые указаны нам в слове Божием против врагов нашего спасения. Как бы кто ни был благочестив и добр, никто не будь самонадеян и не думай, что совсем уже свободен от того или другого греха. «Я умер миру», – сказал однажды инок-старец другому старцу. «Ты-то умер, – отвечал ему последний, – но не умер еще сатана; и потому должно остерегаться от него каждый час. Как воин, выходя на сражение, мужественно подвизается, не зная наперед, падет ли сам или поразит врага, так и христианину должно сражаться с своими врагами без страха, но и без самонадеянности, все упование возлагая на Бога».
Итак, здесь, на земле, мы как бы воины, поставленные на сражение. Будем же постоянно иметь наготове духовные оружия наши и с ними выходить в сретение нашим врагам. Призовем на помощь благодать Божию, и мы победим их. А победивши, в общее всех воскресение получим ту награду, которую Господь обещает победителям. Побеждающему, говорит Он, дам сести со Мною на престоле Моем (Апок. 3, 21). Аминь.