Оккультизм под музейной крышей: Власти могут наконец ликвидировать рериховскую секту

В Москве проходят обыски в Международном центре Рерихов (МЦР) в усадьбе Лопухиных (см.: Увековечивание памяти художника-оккультиста-сектанта: Согласны ли москвичи с появлением имени Н. Рериха на карте Москвы?). Сообщается, что утром 7 марта здание в Знаменском переулке оцепил ОМОН, сотрудников музея в него не пускают, ведутся некие выемки и проводятся следственные действия. Некоторые источники уточняют, что якобы на днях музей должен был посетить посол Индии.

Сокровища Рерихов
Однако, скорее всего, происходящее связано не с визитом дипломата, а с уголовным делом против «Мастер-Банка» и председателя правления Бориса Булочника, который на протяжении последних 20 лет финансировал МЦР, в том числе приобретал для музея картины Николая Рериха, и полностью отреставрировал усадьбу, где находится музей. «Удар, нанесенный по Борису Ильичу Булочнику в виде необоснованной ликвидации ‘Мастер-Банка’, является, по сути своей, очередным ударом по общественному музею имени Н.К. Рериха, который вследствие этого лишился основного источника финансирования», — так в 2013 году прокомментировали события вокруг банка на официальном сайте МЦР.

Напомним, что задолженность «Мастер-Банка» перед кредиторами была оценена в 61 млрд руб., а Булочнику, помимо прочего, предъявили обвинения в отмывании средств. Сейчас банкир находится в международном розыске и заочно арестован. Еще в июле прошлого года Центр задолжал своим сотрудникам около 10 млн рублей, в связи с чем Московский арбитражный суд по итогам проверки прокуратуры мог лишить музей здания и экспонатов.

Споры вокруг наследства Рерихов не утихают с момента смерти последнего из них, Святослава Рериха, и его жены Девики Рани в Индии. Как обычно в таких случаях, за духовностью часто скрываются интересы чисто практические. На швейцарском счету Святослава Рериха на момент его смерти находилось 35 миллионов долларов, дом был забит антикварными украшениями. Возникла путаница с завещаниями, по одному из которых, например, все драгоценности, автомобили и прочие богатства Рерихов, включая и их документы и альбомы, доставались секретарше Мэри Пунача.

Разведчики, пророки или оккультисты?

Документы, которые впоследствии перевозились в Советский Союз, могли содержать не только сакральные знания. Как рассказывал ученый и рериховед Александр Сенкевич, «дочь Косыгина, Людмила Алексеевна, мне как-то говорила, что ее папа в свое время обмолвился: Николай Рерих — наш разведчик. Это доказал уже журналист из газеты ‘Сегодня’ О. Шишкин. Разведчиком, по моим данным, был и Юрий Рерих, сын Николая Константиновича. Иначе зачем ему, ученому, делать на полях книг подобные записи: ‘Отсутствие прикрытия в степях заставляет обратить особое внимание на зенитную артиллерию, которая должна быть органически придана частям…'».

Возможно, именно этим частично объясняется озабоченность Станислава Рериха судьбой своего имущества. Если уж он жил в Индии, почему бы там и не сделать музей из фамильной усадьбы? Но нет. Рерих пишет Горбачеву и чуть ли не требует от него предоставить музею здание в Москве, да еще и со штатом, но при этом предоставить организации полную независимость. Письмо его начинается так: «Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное значение для всего мира. Под руководством М.С. Горбачёва прокладывается сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию и, несомненно, это новое сознание овладеет, в конце концов, умами всех людей на Земле, всего человечества«.

При этом он уточняет, что «подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество«.

Интересно, что имел в виду Святослав Рерих, но факт заключается в том, что Горбачева ему убедить удалось, здание в самом центре Москвы было выделено, а работы семьи Рерихов перевезены на историческую родину, где и составили нынешний фонд МЦР.

Христос и Космос

Любопытно, что на защиту Рерихов встают те же самые люди, которые продвигают «борьбу с мракобесием» и опасаются, что на уроках основ религиозной культуры в школе их детей научат чему-нибудь не тому. Эти же люди игнорируют тот факт, что учение Рерихов является не только религиозным, но и ставит своей прямой целью менять и человеческую природу, и весь мировой порядок по своему усмотрению. Так, например, «Агни-йога» утверждает, что Христос — это лишь некий этап развития человеческой души, которого может достигнуть каждый, и зато душа может оставаться, например, на одном уровне развития с «душой» камня. «Матерь общая Владыкам, — не символ, но великое явление женского начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды», — писала о Богородице Елена Рерих, считавшая себя живым воплощением высшего божества, которое двигает развитие человечества. «Сколько крови на Христе!» — ужасается она в другом месте своего учения и сетует, что Евангелие искажает учение «Махатмы Иисуса».

В целом христианские и православные мыслители сходятся на мысли в том, что учение Рерихов является по сути антихристианским, а его последователи сформировали разветвленную опасную секту.

Но вернемся в Москву, к МЦР. Несколько лет назад к показу был запрещен фильм «Зов Космической эволюции», в котором рассказывается о связи художника и его жены с некими великими космическими сущностями, которые и диктуют им истины о «правильном» развитии мира и человечества. Себя они считали ни много ни мало, двигателями эволюции!

Одна из основателей и руководитель МЦР Людмила Шапошникова в фильме заявляет: «Эти три картины (Николая Рериха — прим.ред.) определили уровень и содержание мировой эволюции«. Центральноазиатская экспедиция Рерихов 1920-х, по мнению авторов фильма была… механизмом для эволюционного движения — якобы Рерихи сподвигли высшие космические силы сдвинуть процессы на земле. Главной целью экспедиции было установить «энергетические магниты»: «Сдвигаем эволюцию, двигаем ее дальше. Когда эти магниты заложили по маршруту Центральноазиатской экспедиции, тогда этот маршрут превратился в эволюционную реку, которая несет из космоса то, что нужно земле«.

С вещами на выход

Сам музей давно превратился из культурного в культовое сооружение. В нем была построена «Ступа трех драгоценностей», при помощи которой проводятся ритуалы «для познания реалий экспедиции» Николая Рериха. В частности, в «музее» проводились ритуалы «Часум и Чёрного Махакалы», «Ян Гук Вайшраваны», «Мистерия омовения Туйсол», за участие в которых с посетителей взимали плату от 500 до 1000 рублей. Видимо, это и есть те «концертные, выставочные и тому подобные мероприятия», которые должны были кормить и содержать центр по замыслу его отца Святослава Рериха.

Если это не оккультизм и мракобесие, то что?

Вполне возможно, что экстремизм. Так, по крайней мере, считают власти Крыма, которые заинтересовались, каким ценностям учат детей местные рериховские общества, спонсируемые МЦР.

Министр культуры Крыма Арина Новосельская отметила, что в распространяемой в центрах литературе «утверждается, что в России органы власти опутаны древними силами тьмы и органы власти возможно освободить от сил тьмы только с помощью Агни-йоги«. К аналогичным выводам пришли и эксперты Музея Востока, отсмотревшие «Зов Космической эволюции» (см.: Можно, когда нужно, и запретить: Минкультуры воспрепятствовало прокату фильма сектантов-рериховцев).

Некоторое время Московский Арбитражный суд рассматривал заявление Государственного музея Востока (ГМВ) о выселении МЦР из строений 4 и 7 усадьбы Лопухиных. Вполне возможно, что сегодняшние события связаны именно с ликвидацией оккультного заведения и рериховской секты, действующей под музейным прикрытием.