ОБ УДАЛЕНИИ ОТ ЕРЕТИКОВ

I. Преподобный Пахомий Великий, память коего совершается ныне, жил в IV веке в Египте и почитается первым основателем монастырского общежития, ибо до него, в первые времена христианства, пустынники, отшельники и др. подвижники не знавшие ни монастырей, ни общежития, жили по одиночке.
Достигнув высокой степени духовного совершенства и получив от явившегося ему ангела в виде схимника уставы и правила постнического жития, препод. Пахомий основал несколько монастырей близ Товенны, места, лежавшего на берегу р. Нила. Препод. Пахомий не щадил трудов своих и мудро управлял многочисленною братиею, число которых иные полагают до 10,000. Пахомий имел все качества, нужные для руководителя: высшее призвание, просвещение и чрезвычайные дары благодати. Отличительными чертами его были кротость и снисходительность. Беседа его с учениками была беседа отца с детьми.
При всех своих добродетелях преподобный считал себя великим грешником. На власть свою над другими он смотрел не иначе, как на обязанность служить всем, и не терпел никакого отличия от других для самого себя.
Влияние такого руководителя, служившаго вместе с тем и образцом святости, не могло не оказаться в высшей степени благотворным; потому и общество товеннских монахов представляло образец достижения духовного совершенствования, и хотя большая часть иноков была из простых поселян, необразованных и малограмотных, все они тем не менее «были полны мудрости Божественной, которую почерпали в слушании и исполнении св. писания и в просвещающем влиянии на них великого Пахомия». Из монастыря Пахомия многие иноки заняли впоследствии епископские престолы.
Преподобный Пахомий скончался в 348 году от заразительной язвы, открывшейся в его монастырях. За два дня до смерти он созвал начальников и строителей монастырей и сказал им: «чувствую, что конец мой приближается. Помните, что я вам внушал. Будьте бодры в молитвах и разсудительны во всех действиях. Не имейте общения с приверженцами Мелетия, Ария, Оригена. Сближайтесь только с теми, которые боятся Бога и могут принести вам пользу и душевное утешение своею беседою. Изберите между вами человека, который правил бы вами по духу Божию».
II. Остановим, братие, свое внимание на предсмертном завещании великого Пахомия. В нем, как вы слышали, он завещает своей многочисленной братии «не иметь никакого общения с еретиками», отступившими от истины и потерявшими страх Божий.
а) Не одним инокам, но и всем христианам нужно руководиться этим мудрым предостережением преподобного Пахомия, опытнейшаго руководителя в духовной жизни. Безразборчивое и близкое общение православных христиан с еретиками и раскольниками, как показывают печальные опыты, многих отвращало от истины и навсегда удаляло от пути, ведущаго к вечному спасению. Православный христианин должен быть крайне осторожен в своих отношениях к еретикам и раскольникам.
б) Такой же осторожности в обращении с еретиками учит нас и слово Божие. Сам И. Христос апостолам внушает: «иже не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому, или из града того, отрясите прах ног ваших. Аминь глаголю вам: отраднее будет земли содомстей и гоморрстей в день судный, неже граду тому» (Матф. X, 14–15). «В онь же град входите и не приемлют вас, исшедше на распутия его, рцыте: и прах, прилепший нам от града вашего, отрясаем вам» (Лук. X, 11). Вообще от сближения с упорными противниками Богу и церкви Господь Иисус заповедует Своим последователям устраняться, как евреи уклонялись от общения с язычниками и мытарями.
«Святые апостолы», конечно, только раскрывают учение своего Господа и учителя Иисуса Христа по сему предмету. Тем не менее, когда касаются обязательных отношений христиан к еретикам и раскольникам, иноверцам и богоотступникам, то проповедуют не столько любовь к ним, сколько строгость, осторожное, но решительное уклонение от них, как от людей, отлученных от Бога и церкви, самоосужденных и предавшихся сатане.
Так «св. апостол Петр», когда Симон волхв хотел купить у апостолов за серебро дар Св. Духа и власть апостольскую, «да на негоже еже возложит он руце, тот приемлет дар Св. Духа», апостол Петр говорит Симону: «сребро твое да будет с тобою в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати. Несть ти части, ни жребия в словеси сем: ибо сердце твое несть право пред Богом. Покайся убо о злобе твоей сей и молися Богу; может быть отпустится тебе помышление сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. VIII. 18–24). Не даром св. Петр говорил с сомнением: «молися Богу, быть может отпустится тебе помышление сердца твоего». Это было прозрение. По записанному преданию первых веков, Симон волхв не покаялся и продолжал обольщать народ ложными чудесами, за что и казнен смертию тем же св. апостолом Петром. Симон волхв летал по воздуху пред глазами народа в Риме, но по молитве святого Петра упал и убился до смерти.
Так и апостол «Павел», когда проконсул Сергий, призвав Варнаву и Павла, пожелал услышать от них слово Божие, а Еллима волхв противился им, стараясь отвратить проконсула от веры, – Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на Еллиму взор, говорит: о, «исполненный всякого коварства и всякие злобы, сын диавола, враг всякие правды! Престанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» И поразил его временною слепотою (Деян. XIII, 6, 11).
Мягче ли отношения к подобным людям величайшаго проповедника любви, святаго апостола «Иоанна?» Лжепророков своего времени он называет духами лестьчими, духами антихристовыми, даже прямо антихристами. «Яко же слышасте», пишет он, (1 Иоан. гл. 2), – «яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша. От нас изыдоша, но не беша от нас. Отметаяйся, яко Иисус несть Христос, сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». Во втором послании своем св. апостол пишет: «всякий преступающий учение Христово и непребывающий в нем не имеет Бога в себе. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его (и радуйся ему не глаголите). Ибо приветствующий его участвует в делах его злых».
III. Вот подлинное учение, в подлинных же выражениях И. Христа и апостолов Его об отношениях к еретикам и раскольникам и всякого рода неверным.
Посему говорить о любви к подобным врагам церкви, которые расстилают такие широкие сети для уловления верных чад ее, и противно духу церкви и безпредельно-опасно. Верховнейшие апостолы Христовы, Петр, Павел и Иоанн, проповедовали не любовь, а боязнь к ним и самоустранение от них. Святые же апостолы, без сомнения, глубоко постигали и дух и нужду церкви. Аминь. (Сост. Г. Д-ко по Ч.-М. и «Поучениям» Никанора, архиеп. херсонск., т. III, изд. 2, стр. 91–99).
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковью, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. — /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря